Педагогика и образование » Возможные профессиональные деформации личности андрагога

Возможные профессиональные деформации личности андрагога

Страница 5

– в негативном самовосприятии в плане профессиональном (ощущение своего непрофессионализма).

В психологии выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в синдроме «эмоционального выгорания» – личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор: проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин; у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом.

Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «сгоранию».

В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома «эмоционального сгорания»: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Фрейденберг описывает «эмоционально выгорающих» как «сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и, одновременно, неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся.

Максер (Maxer Е.) дополняет этот список «авторитаризмом» (авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии.

Ролевой фактор: установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Развитию эмоционального выгорания способствуют те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий коллектива.

Организационный фактор: развитие синдрома «эмоционального выгорания» связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений.

Другой фактор развития эмоционального выгорания – дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда; недостаточность необходимых средств; наличие бюрократических моментов; многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание; наличие конфликтов как в системе «руководитель – подчиненный», так и между коллегами.

Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром «эмоционального выгорания»: наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере общения (конфликтные, «трудные» подростки, неадекватно реагирующие субъекты общения и так далее).

Таким образом, с одной стороны мы можем наблюдать возможные профессиональные деформации личности андрагога; с другой же стороны мы признаём необходимость непрерывного профессионального роста, постоянного развития самого андрагога как личности. А это всегда есть осознанность, творчество, креатив, динамика, Жизнь.

Американский литератор 19 века К.Н. Боуви написал: «…немногие умы гибнут от износа; по большей части они ржавеют от неупотребления».

В.А. Сухомлинский заметил; «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».

В результате анализа проделанной работы можно полагать, что андрагоги, обусловленные социальным статусом своей профессиональной деятельности, в большой степени подвержены профессиональным деформациям личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Характеристика современных обучающих технологий и их развивающих способностей: недостатки традиционных методов
Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Объяснительно-иллюстративное обучение, составлявшее до недавнего времени основу учебно-воспитательного процесса в школе, не отвечает этому ...

Задачи и содержание обучения сюжетно – ролевой игре умственно отсталых детей
С первого дня пребывания детей в детском саду педагоги должны проводить с ними целенаправленную работу по формированию навыков бережного отношения к игрушкам. Умственно отсталые дети трех - четырехлетнего возраста вполне способны под руководством воспитателя аккуратно расставлять игрушки по местам. ...

Эмпирическое исследование уровня тревожности детей младшего школьного возраста
Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная депривация, т. е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Хотя многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей различными ме ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.017