Педагогика и образование » Возможные профессиональные деформации личности андрагога

Возможные профессиональные деформации личности андрагога

Страница 5

– в негативном самовосприятии в плане профессиональном (ощущение своего непрофессионализма).

В психологии выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в синдроме «эмоционального выгорания» – личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор: проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин; у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом.

Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «сгоранию».

В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома «эмоционального сгорания»: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Фрейденберг описывает «эмоционально выгорающих» как «сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и, одновременно, неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся.

Максер (Maxer Е.) дополняет этот список «авторитаризмом» (авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии.

Ролевой фактор: установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Развитию эмоционального выгорания способствуют те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий коллектива.

Организационный фактор: развитие синдрома «эмоционального выгорания» связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений.

Другой фактор развития эмоционального выгорания – дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда; недостаточность необходимых средств; наличие бюрократических моментов; многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание; наличие конфликтов как в системе «руководитель – подчиненный», так и между коллегами.

Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром «эмоционального выгорания»: наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере общения (конфликтные, «трудные» подростки, неадекватно реагирующие субъекты общения и так далее).

Таким образом, с одной стороны мы можем наблюдать возможные профессиональные деформации личности андрагога; с другой же стороны мы признаём необходимость непрерывного профессионального роста, постоянного развития самого андрагога как личности. А это всегда есть осознанность, творчество, креатив, динамика, Жизнь.

Американский литератор 19 века К.Н. Боуви написал: «…немногие умы гибнут от износа; по большей части они ржавеют от неупотребления».

В.А. Сухомлинский заметил; «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».

В результате анализа проделанной работы можно полагать, что андрагоги, обусловленные социальным статусом своей профессиональной деятельности, в большой степени подвержены профессиональным деформациям личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Татаевская сельская школа
В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей. В первый период учительской деятельности Рачинский вел поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя (Stoy) (1815—1885) и Л. Толстого, с которыми вел п ...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. ...

Проблема повышения интереса к русскому языку в школе
Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0111