Педагогика и образование » Возможные профессиональные деформации личности андрагога

Возможные профессиональные деформации личности андрагога

Страница 3

– факторы, обусловленные спецификой деятельности;

– факторы личностного свойства;

– факторы социально-психологического характера.

Общая структура профессиональной деформации личности имеет следующие системные классификации.

Первая система классификаций:

– должностная деформация – руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению; исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность; возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.

– Адаптивная деформация – пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма (от лат. conformis – подобный, сходный); он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость;

– профессиональная деградация – крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Система классификаций Эвальда Фридриховича Зеера:

– общепрофессиональные деформации – деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов – синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель);

– специальные профессиональные деформации – деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя – правовая подозрительность; у оперативного работника – актуальная агрессивность; у адвоката – профессиональная изворотливость; у прокурора – обвинительность;

– профессионально – типологические деформации – деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности.

В результате – складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

– деформации профессиональной направленности личности – искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям;

– деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других):

комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, самолюбование (так называемый нарциссизм);

– деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия (от лат. expansio – распространение), властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность (от лат. indifferentis – безразличие, равнодушность, отсутствие интереса);

– индивидуальные деформации – деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и другие).

Также на сегодняшний день имеют место причины профессиональной деформации:

– специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности;

– разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения;

– «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым»: меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение;

– «начальник всегда прав»: отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани
После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием. При поражениях нижнего гортанного нерва резко ограничена двигательная функция самой гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полностью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационно ...

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению. С ...

Доклад Комитета Диринга: общий взгляд на высшую школу в настоящем и будущем
Весьма важное место в докладе занимает определение желательного для высшей школы состояния в будущем, поскольку именно к реализации этого направлены все рекомендации, которые в нём формулируются. Этому вопросу посвящена первая глава доклада под названием “Взгляд на двадцать лет вперёд: общество, ко ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.01