Педагогика и образование » Возможные профессиональные деформации личности андрагога

Возможные профессиональные деформации личности андрагога

Страница 3

– факторы, обусловленные спецификой деятельности;

– факторы личностного свойства;

– факторы социально-психологического характера.

Общая структура профессиональной деформации личности имеет следующие системные классификации.

Первая система классификаций:

– должностная деформация – руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению; исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность; возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.

– Адаптивная деформация – пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма (от лат. conformis – подобный, сходный); он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость;

– профессиональная деградация – крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Система классификаций Эвальда Фридриховича Зеера:

– общепрофессиональные деформации – деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов – синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель);

– специальные профессиональные деформации – деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя – правовая подозрительность; у оперативного работника – актуальная агрессивность; у адвоката – профессиональная изворотливость; у прокурора – обвинительность;

– профессионально – типологические деформации – деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности.

В результате – складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

– деформации профессиональной направленности личности – искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям;

– деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других):

комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, самолюбование (так называемый нарциссизм);

– деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия (от лат. expansio – распространение), властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность (от лат. indifferentis – безразличие, равнодушность, отсутствие интереса);

– индивидуальные деформации – деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и другие).

Также на сегодняшний день имеют место причины профессиональной деформации:

– специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности;

– разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения;

– «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым»: меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение;

– «начальник всегда прав»: отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Организация, содержание и методика проведения экспериментальной работы по постановке голоса с использованием методик русской вокальной школы
Экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ СОШ № 93 г. Волгограда, на протяжении учебного года, в процессе индивидуальной и ансамблевой вокальной работы с учащимися разных возрастных групп (2 класс – 4 человека; 3 класс – 4 человека; 5 класс – 4 человека; 6 класс – 4 человека: всего 16 ч ...

Возможные профессиональные деформации личности андрагога
Прежде всего, хотелось бы отметить, что андрагогика связана с образованием и самообразованием самым непосредственным образом: в современном социуме самообразование (причём, на всех уровнях) всё больше становится одним из важнейших принципов гармоничного развития личности, её благополучия во всех сф ...

Теоретические основы предметной обученности
Предметная обученность является фундаментом качества образования, именно на ее основе создается здание предметных и надпредеметных компетенций. Высокий уровень предметной обученности позволяет ученику успешно овладевать деятельностью, а учителю формировать определенные стандартом умения. Таким обра ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.19