– факторы, обусловленные спецификой деятельности;
– факторы личностного свойства;
– факторы социально-психологического характера.
Общая структура профессиональной деформации личности имеет следующие системные классификации.
Первая система классификаций:
– должностная деформация – руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению; исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность; возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.
– Адаптивная деформация – пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма (от лат. conformis – подобный, сходный); он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость;
– профессиональная деградация – крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
Система классификаций Эвальда Фридриховича Зеера:
– общепрофессиональные деформации – деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов – синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель);
– специальные профессиональные деформации – деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя – правовая подозрительность; у оперативного работника – актуальная агрессивность; у адвоката – профессиональная изворотливость; у прокурора – обвинительность;
– профессионально – типологические деформации – деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности.
В результате – складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:
– деформации профессиональной направленности личности – искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям;
– деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других):
комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, самолюбование (так называемый нарциссизм);
– деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия (от лат. expansio – распространение), властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность (от лат. indifferentis – безразличие, равнодушность, отсутствие интереса);
– индивидуальные деформации – деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и другие).
Также на сегодняшний день имеют место причины профессиональной деформации:
– специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности;
– разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения;
– «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым»: меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение;
– «начальник всегда прав»: отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства;
Условия развития ученического самоуправления
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера. Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление функциони ...
Обучение математике в старшей группе детского сада
«Программой воспитания в детском саду» в старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, пр ...
Графики произведения и частного двух функций
Произведение и частное двух функций поддаются общему исследованию, на основании которого и может быть построен график. Часто построение графика упрощается, если предварительно построить вспомогательные графики функций, входящих в произведение или частное. Иногда произведение или частное возможно пр ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.