– факторы, обусловленные спецификой деятельности;
– факторы личностного свойства;
– факторы социально-психологического характера.
Общая структура профессиональной деформации личности имеет следующие системные классификации.
Первая система классификаций:
– должностная деформация – руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению; исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность; возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.
– Адаптивная деформация – пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма (от лат. conformis – подобный, сходный); он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость;
– профессиональная деградация – крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
Система классификаций Эвальда Фридриховича Зеера:
– общепрофессиональные деформации – деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов – синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель);
– специальные профессиональные деформации – деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя – правовая подозрительность; у оперативного работника – актуальная агрессивность; у адвоката – профессиональная изворотливость; у прокурора – обвинительность;
– профессионально – типологические деформации – деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности.
В результате – складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:
– деформации профессиональной направленности личности – искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям;
– деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других):
комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, самолюбование (так называемый нарциссизм);
– деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия (от лат. expansio – распространение), властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность (от лат. indifferentis – безразличие, равнодушность, отсутствие интереса);
– индивидуальные деформации – деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и другие).
Также на сегодняшний день имеют место причины профессиональной деформации:
– специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности;
– разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения;
– «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым»: меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение;
– «начальник всегда прав»: отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства;
Поликультурное воспитание на постсоветском пространстве
После распада СССР, краха стратегии создания «исторической общности — советского народа» новые государства, возникшие на постсоветском пространстве, поставлены перед нарастающей проблемой педагогических решений поликультурности. В новых государствах при определении отношения к этой проблеме обознач ...
Методика использования дидактических материалов на уроках русского языка в
ОУ СПО
Методика использования таблиц по русскому языку Для уроков русского языка по разделам синтаксис и пунктуация приобретены таблицы: Знаки препинания в сложносочиненном предложении; Знаки препинания в сложноподчиненном предложении; Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; Пунктуация в ...
Принципы автоматизации составления учебных планов вузов
Эффективное управление процессом обучения возможно только при выполнении целой системы требований, предъявляемых к нему. Эти требования относятся, прежде всего, к качеству выпускаемых специалистов. Цель выступает как основной критерий отбора всех средств и методов организации учебно-воспитательного ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.