Педагогика и образование » Социально-педагогические проблемы организации проектно-творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения » Организация проектно-творческой деятельности младших школьников как социально-педагогическая проблема

Организация проектно-творческой деятельности младших школьников как социально-педагогическая проблема

Страница 3

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметов мира, соотношение затрат и достигаемых результатов.

При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения так называемых неконкретных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, представляется возможность приобретения опыта творчества, то есть комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектный метод познавательной деятельности по технологии позволяет учащимся получить версии (разной степени наполнения) ответа на вопрос, как и почему появляются новые вещи в предметном мире.

Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширение круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

Важной целью проектирования в образовательной области «Технологии» является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполнением конкретной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Существует мнение, что цели проектирования достигаются в том случае, когда эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамкой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы или у каждого учащегося:

– информационной обеспеченности (представление, знание, понимание);

– функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с техническими объектами, знать приемы безопасной работы);

– технологической умелости (способности выполнения ранее освоенных трудовых операций, грамотного использования инструментов и станков, достижения заданного уровня качества, понимания свойств материалов, обеспечения личной безопасности, рациональной организации рабочего места);

– интеллектуальной подготовленности (способности вербализировать трудовые операции, понимания постановки учебных теоретических и практических задач, достаточности объема памяти, сравнения предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанного восприятия новой информации, умения пользоваться учебной литературой);

– волевой подготовленности (стремления выполнять поставленные задачи. Внимательного отношения к речи учителя и к учебной ситуации, поддержания культуры труда, дружелюбного взаимодействия с другими учащимися, желания выполнить работу на высоком уровне, выбора темпа выполнения задания, успешного преодоления психологических и познавательных барьеров, способности запрашивать и получать помощь).

Проектно – творческая деятельность способствует возникновению такого взаимодействия и отношению школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, достигается запланированный результат, происходит развитие внутреннего мира ребенка. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникается красотой отношений между людьми.

Выполнение проекта – одна из сторон воспитания. При этом важным становится сформированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда, игры, интеллектуальных волевых и физических сил. На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие с мыслью, гуманитарную культуру – с культурой технической, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.

Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Проектирование предполагает также изучение не только технологии, но и собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом содержании новой образовательной области «Технология», которая является естественным развитием политехнизма в современных условиях. Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2588