Педагогика и образование » Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы » Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса

Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса

Страница 2

В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

Определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе.

Коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера).

Определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;

Применение игр, направленных на сплочение коллектива.

Определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения.

Изучение индивидуальных особенностей школьников.

Развитие коммуникативных навыков.

Определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками.

Социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).

Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).

Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Для того чтобы исследование социально-психологического климата было более объективно и отражало реальное положение дел в классе, можно использовать метод наблюдения за классом в деятельности, регламентируемой учителем во время уроков и во внеучебной деятельности (например, при организации и подготовки класса к какому-либо досуговому мероприятию в отсутствии педагога).

При фиксации полученных результатов можно пойти по пути обобщения увиденных особенностей класса (в этом случае наблюдаемые особенности фиксируются без указания фамилии того, в чьем поведении они были замечены). Такие результаты помогут обозначить наиболее проблемные составляющие социально-психологического климата, на которые следует обратить особое внимание в коррекционно-развивающей работе с классом (хотя, как правило, все они тесно связаны друг с другом).

В ходе работы я выделила следующие эмпирические референты социально - психологического климата класса, которые приведены далее в таблице.

Благоприятного социально-психологического климата.

Параметры

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.

Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний.

Способность к сотрудничеству

Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в мнении других ("А как ты думаешь?", "Вам это нравится?" и др.)

Выслушивания с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга).

Эффективность взаимодействия

Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом.

Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Нравственные идеи в истории педагогики
"То, что упущено в детстве, - говорил Сухомлинский, - иногда не возместить в годы юности, а тем более в зрелом возрасте". Зачастую родители и воспитатели исходят в своих действиях из неверного отношения к детям как к существам низшим. "Нет" – считал Корчак. "Сто детей – сто ...

Нестандартные приемы обучения математике
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Нестандартные уроки – это импровизированное учебное занятие, имеющее н ...

Принципы проверки и оценки результатов обучения при использовании образовательных стандартов
Введение в практику обучения образовательных стандартов во многом меняет методику, средства проверки и оценки результатов обучения. Принятый в настоящее время так называемый «нормированный» подход, направленный на ранжирование школьников на несколько групп по уровню усвоения учебного материала и ор ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0085