Педагогика и образование » Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы » Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса

Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса

Страница 7

Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная-5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от неё (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы Вы в другой класс, если бы Вам предоставилась такая возможность (без изменения прочих условии)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее, перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своем классе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).

6. He знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашего класса -

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1).

IV. Каковы у Вас взаимоотношения с учителями?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем классе?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2)

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1).

Вывод из проведенного теста:

По-моему мнению, данный тест показал наиболее точно, в среднем в одном классе индекс получи равный 8, другом 9. Это показывает на сплоченность в классах. Но все же, в классе требуется проводить общие коллективные творческие дела, которые являются необходимым и достаточным условием для усиления чувства "Мы". Конечно, на основе одного теста нельзя сделать полный вывод, но понять вырисовывающуюся картину представляется возможным. Любой класс, тем более подростковый, требует пристального внимания со стороны педагога в некоторых случаях коррекции отношений подростков друг с другом и с обществом в целом. После обработки полученных результатов, наиболее важным показались ответы на вопросы:

1) Каковы взаимоотношения между членами Вашего класса?

Каковы у Вас взаимоотношения с учителями?

87% опрашиваемых ответили, что лучше чем в других классах, это с одной стороны показатель того, что в классе есть чувство "МЫ", но с другой стороны, это натолкнуло меня на мысль о том, что обособленность класса в исследуемой школе очень велика. Что вовсе меня не удивило, т.к. в классе дружат не только дети, но чаще дружба детей происходит на основе дружбы родителей, причем еще с детского сада.

Итак, на основе полученных результатов (индекс сплоченности указан выше) можно сделать вывод о том, что сплоченность в исследуемых классах достаточно сильная.

Определение психологического климата класса.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет "психологической атмосферы" - также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников
В целях эффективного включения игры в жизнедеятельность младших школьников наиболее продуктивным является осознание взрослыми игры как развивающегося и развивающего вида детской деятельности. Обусловлено это рядом причин и факторов. Во-первых, как предшествующий данному возрасту ведущий вид деятель ...

Учебные телекоммуникационные проекты
Если говорить об использовании метода проектов в практике обучения иностранным языкам, то, разумеется, наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу - создание ...

Типы школ
К середине ХХ в. во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на то, что типы школ различны и своеобразны в каждой стране, между ними есть и общие черты построения системы образования. Она включает в себя похожие звенья такие как: дошкольное воспитание, нача ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2275