Педагогика и образование » Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы » Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса

Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса

Страница 6

Внешнегрупповая референтометрия

В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы - круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она и в прямом контакте, и мысленно - соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно, что определение референтного круга старшеклассников является весьма важным в плане прогноза их психического развития.

В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов, находящихся за пределами наиболее привычной и для учеников, и для учителей группы - школьного класса. Для этого учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций (I-A) и список людей, окружающих их (I-B).

Школьникам нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо.

I А

С кем вы поедете на экскурсию в другой город?

С Вами случилась неприятность. Кому Вы об этом расскажете?

Вы хотите отпраздновать свой лень рождения. С кем Вы его проведете?

Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше времени?

Кто может указать Вам на Ваши недостатки, кого Вы больше послушаете?

Вы встретили человека, который Вам понравился, Кто может Вам помочь правильно оценить его?

Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?

Кто может быть для Вас примером в жизни?

Кому Вы хотели бы понравиться больше всего?

С кем Вы больше всего откровенны?

I-Б

Родители (отец, мать).

Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).

Брат, сестра.

Взрослый знакомый.

Знакомый родителей.

Друзья.

Лучший друг (подруга).

Компания, приятели.

Знакомая девушка, знакомый юноша.

Товарищи по учебе, работе.

Товарищи по кружку, секции, студии и т.п.

Историческая личность.

Известный всем человек.

Человек, о котором ты знаешь от других.

Литературный персонаж.

После осуществленного школьниками выбора их просят отложить список I-Б и по пятибалльной шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц.

Обработка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем "оценки” лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них.

После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного старшеклассника.

При проведении данного теста мной были выявлены следующие закономерности:

При проведении теста в младших подростковых классов у 75% ребят в референтную группу вошли товарищи по учебе, что еще раз характеризует психологические особенности этого возраста; далее эта цифра уменьшалась и стала занимать на след возрастном этапе всего лишь7%, но вот лучшего друга на этот раз выбрали 90% ребят и в старшем подростковом классе 91% выбрали девушку или юношу, что иллюстрирует половые взаимоотношения в подростковом классе.

А вот родителей выбирали всего от 4-12% в зависимости от возраста тестируемых. Соответственно, чем меньше возраст, тем больше будет процент выбора.

И лишь 1 и 2 тестируемых в разных классах выбрали несущствующих, придуманных персонажей, что явно указывает, на мой взгляд, на существующие психологические проблемы личностей данного класса, при этом они не являются отверженными в данном классе, общение сверстников проходит на доброжелательной ноте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Особенности организации педагогического процесса с детьми имеющими интеллектуальные нарушения
Организация обучения и воспитания младших школьников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов учреждений, классов выравнивания при образовательных школах, инструктивные и методические письма Министерства просвещения. В настоящее время в России широко распростр ...

Сущность дифференциации обучения
Осуществление индивидуального подхода непосредственно связано с дифференциацией обучения – его разделением, появлением в нем различий. Создавая условия обучения, соответствующие индивидуальности каждого школьника, мы неизбежно в той или иной мере дифференцируем обучение (по методам, приемам и содер ...

Лингвистический аспект логичности
Несмотря на то, что в методике преподавания иностранного языка необходимость развития логичной речи является аксиомой, при исследовании проблемы обучения культуре иноязычного общения само понятие логичности нуждается в уточнении. Чаще всего под логичностью речи понимают последовательность выражения ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0203