Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Страница 3

Одним из условий формирования экологических знаний было формирование экологических знаний на межпредметной основе. Это обусловлено тем, что на уроках окружающего мира дети получали определенные знания, а на других уроках эти знания закреплялись, что успешно влияло на формирование экологических знаний.

Остановимся на конкретных примерах реализации данного условия.

Так на уроке русского языка детям было предложено написать сочинение «Как я могу помочь лесу?». До этого у детей проходили два урока окружающего мира на темы «Леса России» и «Лес и человек». Таким образом, получив знания на уроках по данным темам, дети использовали знания при написании работы.

Во время урока перед написанием сочинения проводилась подготовительная работа. Она заключалась в припоминании правил поведения в лесу в ходе фронтальной работы с классом. Детьми был составлен план написания сочинения. В 4 классе дети составляют план самостоятельно. Поэтому у каждого был свой план. Примерно он был такой:

1. Лес – кладовая природы

2. Правила поведения в лесу

3.Зачем охранять лес

Для написания сочинения были выбраны слова, которые понадобятся, но имеют опасные места в написании.

Далее дети самостоятельно писали сочинение. В ходе его написания оказывалась индивидуальная помощь экспериментатором.

Приведем примеры из сочинений детей:

Кристина К.: «Я могу помочь лесу, если буду выполнять правила поведения в лесу».

Ира В. с низким уровнем сформированности экологических знаний: «Не надо разводить в лесу костры. Люди соблюдайте правила поведения в лесу и тогда лес вас будет радовать своими дарами, а вы восхищаться его природой».

Алина С. не знала, что написать, но в ходе подготовительного этапа к сочинению, она повторила правила и в дальнейшем написала работу. Приведем пример из ее сочинения:

«Лес – это кладовая природы. Мы можем ему помочь, если будем соблюдать правила поведения.»

В сочинениях дети, благодаря подготовительной работе, дети отразили все правила поведения в лесу, а также написали, зачем их следует соблюдать.

Итак, сочинение помогало еще раз вспомнить правила поведения в лесу в основном, а также некоторые дети, говорили о заботе о животных и растениях леса.

Для установления межпредметных связей с уроками окружающего мира на уроке математики детям предлагалось подумать над задачей:

На семью из трёх человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из пяти человек?

Сначала детям был задан вопрос: Много ли воздуха требуется на 1 человека. После этого предлагалось поразмышлять над вопросом: А что я могу сделать, чтобы воздух был чистым. Были даны следующие ответы:

- Вытирать пыль

- Садить деревья

- Проветривать комнату и т.п.

Далее был задан вопрос: «А что вы делаете для того, чтобы воздух был чистым?» Этот вопрос способствовал активизации субъектного опыта ребенка, предлагалось поразмышлять, подумать над тем, а я то, что делаю.

Важно отметить, что многие дети отвечали, что они вытирают пыль вместе с мамой, садили деревья с папой и т.п.

Далее проводилось решение задачи. Был сделан вывод: Каждый человек должен заботиться о том, чтобы воздух был чистым. Ведь в мире очень много людей, каждому из них требуется около 10 кг чистого воздуха. Это очень много. Но если каждый подумает об этом, сделать что-либо для того, чтобы воздух был чистым.

Таким образом, на уроке формировались экологические знания по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли», а именно бережное отношение к воздуху. Решив задачу экологического содержания, дети убедились на практике, что чистого воздуха для каждого человека необходимо много, но не все люди что-то делают, чтобы воздух был чистым.

Далее межпредметные связи устанавливались с уроками литературного чтения.

Так, на литературном чтении была прочитана сказка Н. Осипова о дубе, который жалел желуди. Далее был задан вопрос: Почему дуб не дождался своей смены? Дети ответили, что дуб был жадиной и жалел свои плоды. После чего дети размышляли о том, как расселяются растения и как человек может помочь растениям.

Расселение растений может быть быстрее, если человек будет садить их, а также ухаживать за ними. В природе все взаимосвязано.

Таким образом, на уроке литературного чтения реализовывались 2 содержательные линии «Экосистемы элементарные»: формирование знаний о расселении растений и «Человек и человечество в экосистемах земли»: взаимосвязь человека и растений. Известно, что литературные произведения играют большую роль в воспитании младших школьников, помогает им задуматься. Поэтому необходимо устанавливать межпредметные связи с уроками литературного чтения с целью формирования экологических знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Восприятие пространства детьми раннего возраста
Изучению особенностей развития восприятия пространства у детей раннего возраста посвящены многие исследования. Они показывают, что восприят ...

Роль семьи в развитии ребенка
Тесная взаимосвязь между эмоциональным статусом индивида, его социальными взаимоотношениями, с одной стороны, и особенностями его взаимодей ...

Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи
В итоге логопедического обследования ставится уровень речевой сформированности и уточняется диагноз для составления коррекционно-логопедиче ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru