Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Страница 4

Таким образом, мы видим, что на различных уроках можно устанавливать межпредметные связи с уроками окружающего мира, что способствует формированию экологических знаний. Данные уроки позволяют еще более конкретно сформировать экологические знания, а также закрепить их, используя в новой ситуации.

Следующим условием было установление связи содержания внеклассной работы и уроков окружающего мира, что способствовало более глубокому осмыслению пройденного материала. Сначала экологические знания формировались и закреплялись на уроках, затем аналогичная по содержанию работа проводилась во внеурочной деятельности.

Так, сначала проводился урок «Лес и человек» (см. прил. № 5), далее проводились уроки на межпредметной основе, которые показаны выше, а далее проводилось внеклассное занятие «Берегите природу», где основным моментом было формирование экологических знаний о правилах поведения в лесу.

Покажем на конкретном примере реализацию третьего условия. Так, на уроке «Лес и человек» детям предлагалось по учебнику сформулировать правила поведения в лесу. Детям говорилось, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает должно быть хорошо продумано. Иначе природе может быть нанесён большой вред. Лес - это зелёная кладовая, кладовая чистого воздуха, свежей воды, ягод, грибов, лекарственных растений. Входя в него, подумайте: кем вы туда входите. Лучше всего - войти в лес другом.

Дети сформулировали следующее правила:

не оставлять мусор, он засоряет лес;

разумный сбор даров леса;

нельзя громко кричать и включать музыку;

нельзя ездить на машине или мотоцикле в лесу;

гулять с собакой только на поводке;

нельзя разжигать костёр;

наблюдать за животными - это редкая удача

На внеклассном занятии «Берегите природу» дети знания, полученные на уроке, использовали в новой ситуации:

Как вы поступите, чтобы не причинить вреда природе? Дайте краткий ответ.

1. На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь. Ваши поступки.

2. Ребята поставили палатки и пошли в лес за лапником ветками ели, чтобы приготовить место для ночлега.

3.Вы нашли гриб, но не знаете, настоящий это белый или ложный. Что делать?

4. Ребята гуляли со щенком в лесу. Вдруг они заметили, что его нет рядом. Они его звали, кричали, но так и не нашли.

5.Вы увидели, что на берегу озера мужчина моет машину.

6. Составь правила поведения в лесу.

7. В предложенных ситуациях выдели и объясни неправильные действия детей.

8. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра.

9. На земле валялась бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.

В связи с тем, что знания о правилах поведения в лесу детьми уже были сформулированы, они легко отвечали на предложенные ситуации. Только Ира В. с низким уровнем сформированности экологических знаний неправильно ответила на вопрос 3 , что возьмет домой гриб, а дома родители посмотрят. Но ребята сразу дали правильное решение: если не знаешь – не бери. Таким образом, дети помогли Ире В. ответить правильно на ситуацию, в связи с чем у нее формировались правильные экологические знания.

Сравнив содержание заданий, указанных в приведенных примерах, можно заметить их связь. Все они представляют собой формирование знаний о правилах поведения в лесу. Отличие лишь в преподнесении материала.

Дети имели возможность на уроках сделать определенные выводы, на внеклассном занятии полученный опыт использовать в новых условиях, тем самым формирование экологических знаний происходило успешнее. Дети уже не испытывали серьезных затруднений при выработке правил поведения в лесу.

На внеклассном занятии также формировались знания по содержательной линии «Экосистемы элементарные», а именно знания о разнообразии животных и их взаимосвязи.

Так обратим внимание на задания на станции «Лесные жалобы». Жалоба №1.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь. Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая, (Жаба).

Дети правильно угадали название животного – жаба. Далее им задавался вопрос «А какая польза от данного животного?» Ответы детей были различными, но в конце сделали вывод о том, что жаба участвует в цепочке питания, контролирует количество животных в природе: поедает насекомых, но ее поедает цапля. Был сделан вывод: Надо бережно относится к жабам, не пинать, не бросать, так как это живой организм.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Значение нетрадиционных педагогических форм в дифференцированном обучении, проблематика вопроса и возможности развития
Основной сложностью в осуществлении дифференцированной технологии в обучающем процессе является то, что данная задача требует особой культу ...

Соотношение понятий «социальная терапия» и «социальная адаптация»
Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня о ...

Технология организации обучения информатике учащихся 5–6 классов с помощью игр
В данной главе рассматривается технология организации обучения информатике учащихся с помощью игр, основные игровые элементы, применяемые н ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru