Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Страница 2

б) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное

заготовление древесины;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Основным занятием населения степей является .

а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство.

8. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные: .

а) крачет, стерх, краснозобая казарка;

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;

в) зубр, филин, женьшень.

В данном тесте отражены 2 содержательные линии «Экосистемы элементарные» и «Человек и человечество в экосистемах земли», по которым проверялись экологические знания детей.

После проверки выяснилось, что в основном дети справились с заданием. На все задания правильно ответило 5 человек (83%), один человек (7%) сделал 2 ошибки в тесте.

Таким образом, творческое задание способствовало формированию экологических знаний, что показал тест. Это связано с тем, что не один учащийся не сделал ошибки в задании 5, 6, 8, на формирование знаний по которым было направлено творческое задание.

На уроке окружающего мира по теме «Лес и человек» (см. прил. 5) детям было предложено сформулировать экологическую проблему. Дети работали по иллюстрации. Ответы были различными. В частности, были предложены следующие варианты: засорение лесов бытовыми отходами, вырубка лесов, люди не соблюдают правила поведения в лесу. Далее задавался вопрос: «А какие правила не соблюдаются людьми?» Учащиеся ответили, что разводят костры в непредусмотренных для этого местах, разбрасывают мусор и т.п. При обсуждении все сошлись во мнении, что одной из проблем является разведение костров людьми. Таким образом, дети решили одно из творческих заданий, в ходе которого формировались знания детей по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли», а именно правила поведения в лесу, экологические проблемы.

Далее работа по сформулированной проблеме шла по плану:

Причины.

Последствия.

Пути решения.

Причины и последствия данной проблемы были найдены в ходе общего обсуждения, т.е. фронтального опроса. Так среди причин учащимися было указано: люди не знают правил разведения костров, делают это специально. Последствия: уменьшение площади лесов, пожар и т.п.

Одним из творческих заданий при решении было: нахождение путей решения проблемы. Ира В. с низким уровнем сформированности экологических знаний предложила следующий путь: просвещение людей о правилах разведения костров. Сергей В. сказал, что костер необходимо разводить вблизи воды. Ответы были различными. В ходе обсуждения были составлены правила разведения костров. После этого дети сверяли свои правила с правилами, которые описаны в учебнике в памятке «Как разводить костер». Сравнение показало, что дети составили правила правильно. Был сделан вывод: «Надо не только знать правила, но и соблюдать их».

В целях закрепления формируемых знаний по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли»: правила поведения в лесу и экологические проблемы, домой детям было предложено задание: придумать условные знаки к правилам поведения в лесу, что способствовало формированию экологических знаний при изучении окружающего мира.

На данном уроке также давалось творческое задание по правилам поведения в лесу: «Составьте правила поведения в лесу». Решение данного задания требовало от детей творчества. Кристина К. предложила следующие правила: не разводить костров, не выбрасывать мусор, нельзя ездить на машине. Ира В. предложила следующие правила: нельзя громко кричать, ведь в лесу живут животные. Таким образом, детьми было предложено много правил, на доске были вывешены все правила. Далее шла работа по учебнику, в котором имеется памятка по правила поведения в лесу. Сравнение показало, что учащиеся составили правила правильно, но не отразили последнее правило: наблюдать за животными - это редкая удача. Был сделан вывод о том, что мы должны бережно относится к природе леса, иначе нам не чем будет восхищаться и любоваться, а это такая редкая удача.

Таким образом, творческие задания на уроках окружающего мира помогали на основе старых знаний или полученных на уроке формировать и закреплять экологические знания. Причем, творческие знания использовались на уроке, а также в целях закрепления в ходе домашнего задания.

Необходимо отметить заинтересованность и увлеченность детей при выполнении творческого задания, что помогало сосредоточить их внимание, развивать память и мыслительные операции, что в дальнейшем способствует наиболее успешному формированию экологических знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта
В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых) ...

Диагностика уровня развития письменной связной речи четвероклассников
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Нужъяльская средняя общеобразовательная школа», «Люльпанская средняя общеобразоват ...

Земельный участок и его организация
Значение участка. Земельный участок детского сада, особенно в городских условиях,— это место игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весно ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru