б) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное
заготовление древесины;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
7. Основным занятием населения степей является .
а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство.
8. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные: .
а) крачет, стерх, краснозобая казарка;
б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;
в) зубр, филин, женьшень.
В данном тесте отражены 2 содержательные линии «Экосистемы элементарные» и «Человек и человечество в экосистемах земли», по которым проверялись экологические знания детей.
После проверки выяснилось, что в основном дети справились с заданием. На все задания правильно ответило 5 человек (83%), один человек (7%) сделал 2 ошибки в тесте.
Таким образом, творческое задание способствовало формированию экологических знаний, что показал тест. Это связано с тем, что не один учащийся не сделал ошибки в задании 5, 6, 8, на формирование знаний по которым было направлено творческое задание.
На уроке окружающего мира по теме «Лес и человек» (см. прил. 5) детям было предложено сформулировать экологическую проблему. Дети работали по иллюстрации. Ответы были различными. В частности, были предложены следующие варианты: засорение лесов бытовыми отходами, вырубка лесов, люди не соблюдают правила поведения в лесу. Далее задавался вопрос: «А какие правила не соблюдаются людьми?» Учащиеся ответили, что разводят костры в непредусмотренных для этого местах, разбрасывают мусор и т.п. При обсуждении все сошлись во мнении, что одной из проблем является разведение костров людьми. Таким образом, дети решили одно из творческих заданий, в ходе которого формировались знания детей по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли», а именно правила поведения в лесу, экологические проблемы.
Далее работа по сформулированной проблеме шла по плану:
Причины.
Последствия.
Пути решения.
Причины и последствия данной проблемы были найдены в ходе общего обсуждения, т.е. фронтального опроса. Так среди причин учащимися было указано: люди не знают правил разведения костров, делают это специально. Последствия: уменьшение площади лесов, пожар и т.п.
Одним из творческих заданий при решении было: нахождение путей решения проблемы. Ира В. с низким уровнем сформированности экологических знаний предложила следующий путь: просвещение людей о правилах разведения костров. Сергей В. сказал, что костер необходимо разводить вблизи воды. Ответы были различными. В ходе обсуждения были составлены правила разведения костров. После этого дети сверяли свои правила с правилами, которые описаны в учебнике в памятке «Как разводить костер». Сравнение показало, что дети составили правила правильно. Был сделан вывод: «Надо не только знать правила, но и соблюдать их».
В целях закрепления формируемых знаний по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли»: правила поведения в лесу и экологические проблемы, домой детям было предложено задание: придумать условные знаки к правилам поведения в лесу, что способствовало формированию экологических знаний при изучении окружающего мира.
На данном уроке также давалось творческое задание по правилам поведения в лесу: «Составьте правила поведения в лесу». Решение данного задания требовало от детей творчества. Кристина К. предложила следующие правила: не разводить костров, не выбрасывать мусор, нельзя ездить на машине. Ира В. предложила следующие правила: нельзя громко кричать, ведь в лесу живут животные. Таким образом, детьми было предложено много правил, на доске были вывешены все правила. Далее шла работа по учебнику, в котором имеется памятка по правила поведения в лесу. Сравнение показало, что учащиеся составили правила правильно, но не отразили последнее правило: наблюдать за животными - это редкая удача. Был сделан вывод о том, что мы должны бережно относится к природе леса, иначе нам не чем будет восхищаться и любоваться, а это такая редкая удача.
Таким образом, творческие задания на уроках окружающего мира помогали на основе старых знаний или полученных на уроке формировать и закреплять экологические знания. Причем, творческие знания использовались на уроке, а также в целях закрепления в ходе домашнего задания.
Необходимо отметить заинтересованность и увлеченность детей при выполнении творческого задания, что помогало сосредоточить их внимание, развивать память и мыслительные операции, что в дальнейшем способствует наиболее успешному формированию экологических знаний.
Способы разрешения конфликта
Наиболее простым способом разрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру. Нежностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагоприятные проявления психики. Столь же легким способом разрешения конфликта, но более изящным, а пото ...
Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности
в мотивации учения
Прежде всего, учебный материал должен отвечать познавательным потребностям детей. Учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, чтобы содержание конкретного урока удовлетворяло их потребностям. Для этого содержание материала должно быть вполне доступным, должно исходить из и ...
Девиантное поведение, сущность и причины
Девиантное поведение обычно трактуется как «поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества». В учебном пособии по социальной педагогике под редакцией М.А. Галагузовой отмечается, что девиации включают в себя девиантное (нарушение соответствующих во ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.