Формирующий эксперимент был разработан согласно педагогическим условиям гипотезы. На заключительном этапе формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. Методика проведения контрольного среза аналогична методике проведения констатирующего эксперимента, но с некоторыми изменениями в содержании. Таким образом, в контрольном срезе: высокому уровню соответствуют 18-21 балл; среднему уровню- 13-17 балл; низкому уровню- 0-12 баллов.
Целью проведения контрольного среза явилось выявление динамики сформированности экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира в контрольном и экспериментальном классах.
В процессе анализа результатов контрольного среза использовали те же критерии и показатели уровней сформированности экологических знаний у младших школьников, выделенные ранее.
Методика 1
Цель: выявить экологические знания обучающихся по содержательной линии «Биосфера – глобальная экосистема».
Инструкция: детям предлагается тест, закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.
Содержание методики представлено в таблице 6
Таблица 6
№№ пп |
Вопросы и задания |
Эталоны ответов |
1. |
Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву а) история; б) география; в) экология; г) астрономия. |
г) астрономия |
2 |
Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву. а) 7;б) 9;в) 11. |
б) 9; |
3. |
Какова форма Земли? Обведи нужную букву. а) квадрат; б) треугольник; в) шар; г) куб. |
В) шар |
4. |
Допиши предложение. Ближайшая к Земле звезда – это . |
солнце |
5. |
Что относится к небесным телам? Вычеркни лишнее. Метеориты, Солнце, материки, планеты, звезды. |
Метеориты, солнце, планеты, звезды |
6 |
Что такое глобус? Обведи нужную букву. а) модель Солнца; б) модель Земли; в) модель шара. |
б) модель Земли; |
7 |
Причина смены дня и ночи и времен года это Движение Земли в космическом пространстве; Движение Солнца вокруг Земли |
1. Движение Земли в космическом пространстве; |
Обработка: за каждое верно выполненное задание ставится 1 бал, баллы фиксируются в сводной таблице результатов. Работы детей представлены в Приложении №8
Методика 2
Цель: выявить уровни сформированности экологических знаний по содержательной линии «Элементарные экосистемы».
Инструкция: детям предлагается тест, закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.
Содержание методики представлено в таблице 7
Таблица 7
№№ пп |
Задания для учащихся |
Эталон ответа |
1 |
Ученые называют лесные этажи - ярусами. Почему? А) образование 4 ярусов в лесу (верхний, ярус кустарников, третий ярус – маленькие кустарнички, четвертый ярус – мхи, лишайники) Б) образование деревьев В) расположение низших растений. |
А |
2 |
2. Для чего лесу необходимы грибы А) для лечения животных Б) для всасывания из почв влагу В) для пищи животных Г) для разложения растительных остатков |
А Б В |
3 |
3. В лесу складывается природное равновесие. Например, живущие мыши и полевки приносят большое потомство. Почему же они не размножаются на столько, чтобы уничтожить растения. А) в лесу есть лисицы, ласки, совы Б) детеныши умирают в трудных условиях |
а |
4 |
4. Напишите, есть ли на лугу насекомые-санитары 1. 2. 3. |
Жук- могильщик |
5 |
5. Составь и напиши две цепи питания, которые складываются на лугу | |
6 |
6. Напиши 3 правила охраны водоемов 1. 2. 3. |
Не сбрасывание вредных веществ, мытье автомобилей |
7. |
Какие меры необходимо принять для защиты природы тундры? Обведи буквы правильных ответов. а) защитить тундру от вредного воздействия транспорта; б) запретить добычу полезных ископаемых; в) не допускать загрязнение тундры; г) взять под охрану оленьи пастбища; д) запретить оленеводство; е) взять под охрану редких животных. |
В, г, е. |
Понятия «умственное развитие» и «умственное
воспитание»
Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказы ...
Методическое обоснование проведения формирующего
эксперимента
Работа по формированию пространственных представлений включает в себя задание на определение формы величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии чел ...
Различные современные подходы к определению понятия «функция»
Понятие функции часто встречается в школьном курсе математики и хорошо знакомо учащимся. Тем не менее на приемных экзаменах в вузах поступающие допускают много ошибок при использовании этого понятия. Объясняется это различными причинами, но в первую очередь тем, что слово «функция» используется в м ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.