Формирующий эксперимент был разработан согласно педагогическим условиям гипотезы. На заключительном этапе формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. Методика проведения контрольного среза аналогична методике проведения констатирующего эксперимента, но с некоторыми изменениями в содержании. Таким образом, в контрольном срезе: высокому уровню соответствуют 18-21 балл; среднему уровню- 13-17 балл; низкому уровню- 0-12 баллов.
Целью проведения контрольного среза явилось выявление динамики сформированности экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира в контрольном и экспериментальном классах.
В процессе анализа результатов контрольного среза использовали те же критерии и показатели уровней сформированности экологических знаний у младших школьников, выделенные ранее.
Методика 1
Цель: выявить экологические знания обучающихся по содержательной линии «Биосфера – глобальная экосистема».
Инструкция: детям предлагается тест, закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.
Содержание методики представлено в таблице 6
Таблица 6
|
№№ пп |
Вопросы и задания |
Эталоны ответов |
|
1. |
Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву а) история; б) география; в) экология; г) астрономия. |
г) астрономия |
|
2 |
Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву. а) 7;б) 9;в) 11. |
б) 9; |
|
3. |
Какова форма Земли? Обведи нужную букву. а) квадрат; б) треугольник; в) шар; г) куб. |
В) шар |
|
4. |
Допиши предложение. Ближайшая к Земле звезда – это . |
солнце |
|
5. |
Что относится к небесным телам? Вычеркни лишнее. Метеориты, Солнце, материки, планеты, звезды. |
Метеориты, солнце, планеты, звезды |
|
6 |
Что такое глобус? Обведи нужную букву. а) модель Солнца; б) модель Земли; в) модель шара. |
б) модель Земли; |
|
7 |
Причина смены дня и ночи и времен года это Движение Земли в космическом пространстве; Движение Солнца вокруг Земли |
1. Движение Земли в космическом пространстве; |
Обработка: за каждое верно выполненное задание ставится 1 бал, баллы фиксируются в сводной таблице результатов. Работы детей представлены в Приложении №8
Методика 2
Цель: выявить уровни сформированности экологических знаний по содержательной линии «Элементарные экосистемы».
Инструкция: детям предлагается тест, закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.
Содержание методики представлено в таблице 7
Таблица 7
|
№№ пп |
Задания для учащихся |
Эталон ответа |
|
1 |
Ученые называют лесные этажи - ярусами. Почему? А) образование 4 ярусов в лесу (верхний, ярус кустарников, третий ярус – маленькие кустарнички, четвертый ярус – мхи, лишайники) Б) образование деревьев В) расположение низших растений. |
А |
|
2 |
2. Для чего лесу необходимы грибы А) для лечения животных Б) для всасывания из почв влагу В) для пищи животных Г) для разложения растительных остатков |
А Б В |
|
3 |
3. В лесу складывается природное равновесие. Например, живущие мыши и полевки приносят большое потомство. Почему же они не размножаются на столько, чтобы уничтожить растения. А) в лесу есть лисицы, ласки, совы Б) детеныши умирают в трудных условиях |
а |
|
4 |
4. Напишите, есть ли на лугу насекомые-санитары 1. 2. 3. |
Жук- могильщик |
|
5 |
5. Составь и напиши две цепи питания, которые складываются на лугу | |
|
6 |
6. Напиши 3 правила охраны водоемов 1. 2. 3. |
Не сбрасывание вредных веществ, мытье автомобилей |
|
7. |
Какие меры необходимо принять для защиты природы тундры? Обведи буквы правильных ответов. а) защитить тундру от вредного воздействия транспорта; б) запретить добычу полезных ископаемых; в) не допускать загрязнение тундры; г) взять под охрану оленьи пастбища; д) запретить оленеводство; е) взять под охрану редких животных. |
В, г, е. |
Роль математики, в формировании и развитии интеллектуальных качеств
личности
Особенности развития высших психических функций в среднем и старшем школьных возрастах, описанные в п. 1 - потенциально возможный уровень, т. е. верхняя планка (как правило) в развитии интеллектуальных процессов. Достижению этого уровня способствует изучение учеником гуманитарных и естественно-мате ...
Основные направления коррекционно-логопедической работы
Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и сем ...
Понятие и сущность
агрессивного поведения
В переводе с латинского языка "агрессия" [aqqressio] означает "нападение". В настоящее время термин "агрессия" употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навред ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.