Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Страница 6

Проблемой экологического образования занимались такие ученые, как И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др.

Экологическое образование определяется нами как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Успех экологического образования зависит от формирования экологических знаний. Знания – это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Под экологическими знаниями мы понимаем знания о разнообразии живых организмов планеты Земля, об условиях жизни, о приспособлении живых организмов к условиям существования, о естественных и искусственных сообществах; знания о человеке, об условиях его жизни и связи с окружающей средой.

Содержание экологического образования представлено следующими содержательными линиями:

1. биосфера - глобальной экосистеме;

2. экосистемы элементарные;

3. человеке и человечество в экосистемах Земли.

Проанализировав программу А.А. Плешакова «Окружающий мир» можно сделать вывод, что программа в полном объеме отражает все содержательные линии.

Анализ методической литературы показывает, что есть отдельные разработки уроков, внеклассных занятий, где раскрывается формирование у обучающихся экологических знаний. Большое внимание ученых-методистов уделяется работе на уроках с учебником, в меньшей степени разработана методика работы с дидактическим материалом, опорными схемами. Однако в целом, методика формирования у обучающихся экологических знаний раскрыта недостаточно.

Нами были выделены условия успешного использования уроков окружающего мира как средства формирования экологических знаний у детей младшего школьного возраста.

Для обоснования эффективности выделенных в гипотезе педагогических условий была разработана и проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выяснения положения изучаемой проблемы в экспериментальном и контрольном классах. Для выявления уровня сформированности у учащихся исследуемых классов экологических знаний было проведено тестирование учащихся. Комплексный анализ результатов, полученных в ходе проведения всех тестовых заданий, показал, что учащиеся уровень сформированности данных знаний у учащихся экспериментального класса ниже, чем у учащихся контрольного.

Формирующий эксперимент был разработан в соответствии с выделенными в гипотезе педагогическими условиями. Нами были выделены и реализованы следующие педагогические условия успешного использования уроков окружающего мира как средства формирования экологических знаний: использование на уроках окружающего мира творческих заданий экологического содержания; формирование экологических знаний на межпредметной основе; установление связи содержания внеурочной работы и уроков окружающего мира с целью закрепления знаний. Данные условия были реализованы через уроки окружающего мира, интегрированные уроки математики, русского языка, а также внеклассное мероприятие.

После реализации всех педагогических условий была определена динамика уровней сформированности экологических знаний у учащихся экспериментального и контрольного классов. По сравнению с данными констатирующего эксперимента процент обучающихся с высоком уровне в экспериментальном классе вырос с 17% до 50 %, т.е на 33%. По сравнению с данными констатирующего эксперимента, в обоих классах произошло снижение процента обучающихся со средним уровнем, в экспериментальном классе на 17%, с 50% до 33%, в контрольном на 17%, с 67% до 50%. На низком уровне в экспериментальном классе находятся 12% учащихся, в сравнении с данными констатирующего эксперимента произошло снижение с 33 % до 17%, т.е. на 16%, в контрольном классе 17% учащихся на низком уровне, таким образом произошел рост процента учащихся с низким уровнем, так как по данным констатирующего эксперимента в контрольном классе не было учащихся с низким уровнем. То есть в экспериментальном классе только 2 обучающихся (Алина С., Аня Ф.) характеризуются как учащиеся допускающие небольшое количество ошибок при установлении взаимосвязей в природе; имеющие недостаточно четкие представления о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды. Знания по содержательным линиям «Биосфера – глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек и человечество в экосистемах Земли» недостаточно полные, осознанные. Могут оценить экологическую ситуацию, но не могут предложить целесообразный способ решения экологической проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Цели трудового воспитания в современной школе
Цели трудового воспитания в современной школе таковы: привитие любви к труду; привитие уважения к людям труда; ознакомление школьников с основами современного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование в процессе обучения и общественно полезной работы трудовых навыков ...

Подходы в обучении
Бихевиоризм – подход к обучению, основанный на психологии бихевиоризма.Его основоположником считается Б. Скиннер. Он разработал систему принципов поведения человека в строго определенных условиях. По его мнению на процесс обучения прежде всего влияет окружающий человека мир, а не генетический факто ...

Индивидуально–дифференцированный подход в системе образования детей с нарушениями зрения
Перед каждым учителем, работающим с детьми с нарушениями зрения, возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевыми из них являются следующие: - как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; - как сохранить и укрепить здоровье р ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1048