Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Страница 6

Проблемой экологического образования занимались такие ученые, как И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др.

Экологическое образование определяется нами как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Успех экологического образования зависит от формирования экологических знаний. Знания – это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Под экологическими знаниями мы понимаем знания о разнообразии живых организмов планеты Земля, об условиях жизни, о приспособлении живых организмов к условиям существования, о естественных и искусственных сообществах; знания о человеке, об условиях его жизни и связи с окружающей средой.

Содержание экологического образования представлено следующими содержательными линиями:

1. биосфера - глобальной экосистеме;

2. экосистемы элементарные;

3. человеке и человечество в экосистемах Земли.

Проанализировав программу А.А. Плешакова «Окружающий мир» можно сделать вывод, что программа в полном объеме отражает все содержательные линии.

Анализ методической литературы показывает, что есть отдельные разработки уроков, внеклассных занятий, где раскрывается формирование у обучающихся экологических знаний. Большое внимание ученых-методистов уделяется работе на уроках с учебником, в меньшей степени разработана методика работы с дидактическим материалом, опорными схемами. Однако в целом, методика формирования у обучающихся экологических знаний раскрыта недостаточно.

Нами были выделены условия успешного использования уроков окружающего мира как средства формирования экологических знаний у детей младшего школьного возраста.

Для обоснования эффективности выделенных в гипотезе педагогических условий была разработана и проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выяснения положения изучаемой проблемы в экспериментальном и контрольном классах. Для выявления уровня сформированности у учащихся исследуемых классов экологических знаний было проведено тестирование учащихся. Комплексный анализ результатов, полученных в ходе проведения всех тестовых заданий, показал, что учащиеся уровень сформированности данных знаний у учащихся экспериментального класса ниже, чем у учащихся контрольного.

Формирующий эксперимент был разработан в соответствии с выделенными в гипотезе педагогическими условиями. Нами были выделены и реализованы следующие педагогические условия успешного использования уроков окружающего мира как средства формирования экологических знаний: использование на уроках окружающего мира творческих заданий экологического содержания; формирование экологических знаний на межпредметной основе; установление связи содержания внеурочной работы и уроков окружающего мира с целью закрепления знаний. Данные условия были реализованы через уроки окружающего мира, интегрированные уроки математики, русского языка, а также внеклассное мероприятие.

После реализации всех педагогических условий была определена динамика уровней сформированности экологических знаний у учащихся экспериментального и контрольного классов. По сравнению с данными констатирующего эксперимента процент обучающихся с высоком уровне в экспериментальном классе вырос с 17% до 50 %, т.е на 33%. По сравнению с данными констатирующего эксперимента, в обоих классах произошло снижение процента обучающихся со средним уровнем, в экспериментальном классе на 17%, с 50% до 33%, в контрольном на 17%, с 67% до 50%. На низком уровне в экспериментальном классе находятся 12% учащихся, в сравнении с данными констатирующего эксперимента произошло снижение с 33 % до 17%, т.е. на 16%, в контрольном классе 17% учащихся на низком уровне, таким образом произошел рост процента учащихся с низким уровнем, так как по данным констатирующего эксперимента в контрольном классе не было учащихся с низким уровнем. То есть в экспериментальном классе только 2 обучающихся (Алина С., Аня Ф.) характеризуются как учащиеся допускающие небольшое количество ошибок при установлении взаимосвязей в природе; имеющие недостаточно четкие представления о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды. Знания по содержательным линиям «Биосфера – глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек и человечество в экосистемах Земли» недостаточно полные, осознанные. Могут оценить экологическую ситуацию, но не могут предложить целесообразный способ решения экологической проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благопо ...

Психолого-педагогические аспекты понятия "согласованные действия"
Отечественная психология рассматривает личность как продукт общественно-исторических условий и отводит деятельности, которую человек выполняет совместно с другими людьми, определяющее значение в развитии его личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.). Ребенок как личность разви ...

Трудовая деятельность, отношение к труду
Трудовая деятельность, отношение к труду - одна из основных сторон нравственной деятельности. В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества, в которых проявляются признаки положительного отношения к труду: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, дисциплинированность, честн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0538