Педагогика и образование » Нововведения в обучении истории » Использование блок-таблиц и структурно-логических схем

Использование блок-таблиц и структурно-логических схем

Страница 1

Готовясь к урокам, учителю необходимо видеть весь готовый курс истории, в общем, и четко описывать связи между темами.

Для этого необходимо "стиснуть", весь учебный материал, систематизировать и обобщить его, а затем выдать ученикам с помощью блок-таблиц, или структурно-логических схем. Это помогает видеть ученикам весь исторический процесс с верху, свободно ориентироваться в историческом просторе, тратить меньше времени на усвоение знаний, а учителю дает возможность творчески овладевать новыми методами изложения, выделения времени на развязание творческих заданий вместе с учениками.

Для лучшего усвоения материала большими блоками, можно использовать графические изображения (см. Приложение 3).

Графические изображения учебной информации имеют разные названия:

1) опорные конспекты - оформление учебного материала в виде системы опорных сигналов;

2) опорные портреты - схемы - наглядные символы исторических действий группируются около имени исторического деятеля, создавая целостный образ исторического периода;

3) "паучки" - употребляются для работы над понятиями; ученики записывают названия понятия, обводя его овалом, затем, подбирают ключевые слова - так создаются - "ножки";

4) структурно-логические схемы - схемы, с своеродным отображением плана, они состоят из таких же блоков, что и большие разделы плана - из элементов, которые есть подпунктами.

Обычно такие схемы состоят из небольшого количества (7 ±2) больших единиц информации, которые соответствуют психологическим законам кратковременной памяти. В схеме учебный материал скомпонован так, что во время устной работы можно много раз оперировать отдельными частями схемы. Вариативное повторение дает возможность раскрыть учебный материал, с разных сторон, одновременно сберегая его целостность. Вместе с тем, должны быть выделены, как вербально, так и визуально главные и второстепенные информационные единицы.

Логические схемы помогают выработать у учеников стойкие навыки логического построения ответа, сокращенно аргументировать защиту своей мысли, содействовать развитию культуры речи.

Методика является перспективной и полезной во время работы над большими темами-блоками. Она дает возможность видеть весь исторический процесс, как целостность, закладывает в учеников начальные знания, на которых, далее, будет базироваться познавательный процесс.

Наиболее эффективно, действовать можно на первых этапах усвоения учебного материала (продуктивному и реконструктивному). Использовать эту методику можно и в работе небольшими группами (3-4 ученика), это дает возможность привлечь элементы соревнования, и привлечь внимание учеников.

Кроме этого, эту методику можно объединить с другими миделями: дискуссионной, игровой, поисковой.

Очень эффективна методика работы с блок-таблицами и логично-структурными. Схема может быть использована на повторительно-обобщающих уроках, и уроках построения учебного материала в конце учебного года. Кроме этого, во время подготовки к госатестации и в выпускных классах, когда необходимо логически обобщить и классифицировать большое количество материала.

Для эффективной работы необходимо научить учеников работать в предложенной системе. Поэтому можно выделить несколько основных принципов, с которыми необходимо ознакомить учеников, уже на первых уроках.

Необходимо подчеркнуть, что фактически вся работа базируется на принципе творческого сотрудничества, работа в системе "учитель-ученик".

1. Рассказ должен состоять из 3-х частей:

- вступительная, краткая характеристика исторической ситуации;

- основная часть - изложение основных фактов, события;

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Отношение преподавателей УдГУ к федеральному интернет-экзамену в сфере профессионального образования
Удмуртский государственный университет участвует в федеральном интернет-экзамене с 2005 года, что позволяет говорить об определенном опыте подготовки и проведения такой формы внешнего контроля качества знаний студентов. На результаты тестирования влияет множество факторов, для выявления которых нео ...

Содержание работы социального педагога коррекционной школы по формированию здорового образа жизни учащихся
Сформированность здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого её члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два краеугольных положения: Если созд ...

Физиологические предпосылки форм организации физического воспитания
Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей. Занятие физическими упражнениями основаны на од ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.189