Педагогика и образование » Нововведения в обучении истории » Использование блок-таблиц и структурно-логических схем

Использование блок-таблиц и структурно-логических схем

Страница 1

Готовясь к урокам, учителю необходимо видеть весь готовый курс истории, в общем, и четко описывать связи между темами.

Для этого необходимо "стиснуть", весь учебный материал, систематизировать и обобщить его, а затем выдать ученикам с помощью блок-таблиц, или структурно-логических схем. Это помогает видеть ученикам весь исторический процесс с верху, свободно ориентироваться в историческом просторе, тратить меньше времени на усвоение знаний, а учителю дает возможность творчески овладевать новыми методами изложения, выделения времени на развязание творческих заданий вместе с учениками.

Для лучшего усвоения материала большими блоками, можно использовать графические изображения (см. Приложение 3).

Графические изображения учебной информации имеют разные названия:

1) опорные конспекты - оформление учебного материала в виде системы опорных сигналов;

2) опорные портреты - схемы - наглядные символы исторических действий группируются около имени исторического деятеля, создавая целостный образ исторического периода;

3) "паучки" - употребляются для работы над понятиями; ученики записывают названия понятия, обводя его овалом, затем, подбирают ключевые слова - так создаются - "ножки";

4) структурно-логические схемы - схемы, с своеродным отображением плана, они состоят из таких же блоков, что и большие разделы плана - из элементов, которые есть подпунктами.

Обычно такие схемы состоят из небольшого количества (7 ±2) больших единиц информации, которые соответствуют психологическим законам кратковременной памяти. В схеме учебный материал скомпонован так, что во время устной работы можно много раз оперировать отдельными частями схемы. Вариативное повторение дает возможность раскрыть учебный материал, с разных сторон, одновременно сберегая его целостность. Вместе с тем, должны быть выделены, как вербально, так и визуально главные и второстепенные информационные единицы.

Логические схемы помогают выработать у учеников стойкие навыки логического построения ответа, сокращенно аргументировать защиту своей мысли, содействовать развитию культуры речи.

Методика является перспективной и полезной во время работы над большими темами-блоками. Она дает возможность видеть весь исторический процесс, как целостность, закладывает в учеников начальные знания, на которых, далее, будет базироваться познавательный процесс.

Наиболее эффективно, действовать можно на первых этапах усвоения учебного материала (продуктивному и реконструктивному). Использовать эту методику можно и в работе небольшими группами (3-4 ученика), это дает возможность привлечь элементы соревнования, и привлечь внимание учеников.

Кроме этого, эту методику можно объединить с другими миделями: дискуссионной, игровой, поисковой.

Очень эффективна методика работы с блок-таблицами и логично-структурными. Схема может быть использована на повторительно-обобщающих уроках, и уроках построения учебного материала в конце учебного года. Кроме этого, во время подготовки к госатестации и в выпускных классах, когда необходимо логически обобщить и классифицировать большое количество материала.

Для эффективной работы необходимо научить учеников работать в предложенной системе. Поэтому можно выделить несколько основных принципов, с которыми необходимо ознакомить учеников, уже на первых уроках.

Необходимо подчеркнуть, что фактически вся работа базируется на принципе творческого сотрудничества, работа в системе "учитель-ученик".

1. Рассказ должен состоять из 3-х частей:

- вступительная, краткая характеристика исторической ситуации;

- основная часть - изложение основных фактов, события;

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Интеллектуальные технологии на уроках биологии
Биология - одна из наук, где можно качественно формировать все виды компетентностей. Она наиболее близка по своему содержанию к выполнению этой задачи. Наука обучает законам окружающего природного мира, ставить перед человеком глобальные экологические проблемы для разрешения, знакомит с возможностя ...

Базовые программно-технические средства создания автоматизированных учебных курсов
Выбор базовых программно-технических средств разработки является ответственным моментом, поскольку разрабатываемые с их помощью курсы и практикумы должны пройти сертификацию и отбор на соответствие современному уровню образовательных технологий. Эти технологии базируются на процедурах обмена информ ...

Сенсорные эталоны
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников. В качестве сен ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.257