Педагогика и образование » Нововведения в обучении истории » Использование блок-таблиц и структурно-логических схем

Использование блок-таблиц и структурно-логических схем

Страница 1

Готовясь к урокам, учителю необходимо видеть весь готовый курс истории, в общем, и четко описывать связи между темами.

Для этого необходимо "стиснуть", весь учебный материал, систематизировать и обобщить его, а затем выдать ученикам с помощью блок-таблиц, или структурно-логических схем. Это помогает видеть ученикам весь исторический процесс с верху, свободно ориентироваться в историческом просторе, тратить меньше времени на усвоение знаний, а учителю дает возможность творчески овладевать новыми методами изложения, выделения времени на развязание творческих заданий вместе с учениками.

Для лучшего усвоения материала большими блоками, можно использовать графические изображения (см. Приложение 3).

Графические изображения учебной информации имеют разные названия:

1) опорные конспекты - оформление учебного материала в виде системы опорных сигналов;

2) опорные портреты - схемы - наглядные символы исторических действий группируются около имени исторического деятеля, создавая целостный образ исторического периода;

3) "паучки" - употребляются для работы над понятиями; ученики записывают названия понятия, обводя его овалом, затем, подбирают ключевые слова - так создаются - "ножки";

4) структурно-логические схемы - схемы, с своеродным отображением плана, они состоят из таких же блоков, что и большие разделы плана - из элементов, которые есть подпунктами.

Обычно такие схемы состоят из небольшого количества (7 ±2) больших единиц информации, которые соответствуют психологическим законам кратковременной памяти. В схеме учебный материал скомпонован так, что во время устной работы можно много раз оперировать отдельными частями схемы. Вариативное повторение дает возможность раскрыть учебный материал, с разных сторон, одновременно сберегая его целостность. Вместе с тем, должны быть выделены, как вербально, так и визуально главные и второстепенные информационные единицы.

Логические схемы помогают выработать у учеников стойкие навыки логического построения ответа, сокращенно аргументировать защиту своей мысли, содействовать развитию культуры речи.

Методика является перспективной и полезной во время работы над большими темами-блоками. Она дает возможность видеть весь исторический процесс, как целостность, закладывает в учеников начальные знания, на которых, далее, будет базироваться познавательный процесс.

Наиболее эффективно, действовать можно на первых этапах усвоения учебного материала (продуктивному и реконструктивному). Использовать эту методику можно и в работе небольшими группами (3-4 ученика), это дает возможность привлечь элементы соревнования, и привлечь внимание учеников.

Кроме этого, эту методику можно объединить с другими миделями: дискуссионной, игровой, поисковой.

Очень эффективна методика работы с блок-таблицами и логично-структурными. Схема может быть использована на повторительно-обобщающих уроках, и уроках построения учебного материала в конце учебного года. Кроме этого, во время подготовки к госатестации и в выпускных классах, когда необходимо логически обобщить и классифицировать большое количество материала.

Для эффективной работы необходимо научить учеников работать в предложенной системе. Поэтому можно выделить несколько основных принципов, с которыми необходимо ознакомить учеников, уже на первых уроках.

Необходимо подчеркнуть, что фактически вся работа базируется на принципе творческого сотрудничества, работа в системе "учитель-ученик".

1. Рассказ должен состоять из 3-х частей:

- вступительная, краткая характеристика исторической ситуации;

- основная часть - изложение основных фактов, события;

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Отношение к индивидуальности ученика и проблема самостоятельности
Индивидуальный подход к учащемуся — особая область педагогического искусства. Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и стремиться развивать все лучшее, что есть в его даровании, выявляя его творческий облик. Успех работы педагога зависит от того, насколько глубоко прони ...

Задачи физического воспитания школьников среднего возраста
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития ...

Принцип сознательности и активности
Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, как и активно заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславлива ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.8175