Педагогика и образование » Нововведения в обучении истории » Использование блок-таблиц и структурно-логических схем

Использование блок-таблиц и структурно-логических схем

Страница 2

- вывод - значение события, в исторических условиях и его дальнейшее влияние на ход истории.

2. Во время работы с схемой и рассказа, должны использоваться слова-связки:

- "сначала я охарактеризую…"; "прежде всего"; "если говорить… то"; "обратите внимание на…"; "дело в том, что";

- "я считаю…", "я думаю", "насколько я знаю…", "я имею в виду…";

"проблема в том, что…";

- "таким образом…", "таким образом можно сказать…", "подытожив все сказанное…"

3. В схеме важна каждая часть:

- стрелка показывает на связь между частями и последовательность взаимовлияния;

- форма рамки (овал, прямоугольник)

4. Записи в схеме должны быть четкие и краткие (используются ключевые слова);

5. Схема может разрастаться, пополнятся фактами, деталями.

6. Схема является костяком, базой, на которой будет основываться строительство знаний каждого учителя.

Для эффективной работы учителя, необходимы графопроектор, маркеры, прозрачная пленка.

Необходимо помнить, что формы работы с блок-таблицами и структурно-логическими схемами необходимо разнообразно вести и четко контролировать.

Возможны такие варианты.

I. В работе над материалом (процессы, понятия, термины) всего курса истории 9 класса.

На первом, вступительном уроке учитель поясняет материал: "основные тенденции экономического и политического развития мира с конца XVIII до начала ХХ века" и, постепенно рисует схему. Ученики фиксируют схему в тетрадях.

В конце урока, дети должны устно поставить вопросы к каждой части схемы, и даже короткие ответы. Возвращаться к этой схеме необходимо не один раз, особенно в начале изучения новых больных тем.

Путем многоразового проговаривания достигается эффект четкого понимания основных процессов и тенденций в историческом развитии 19 века.

Во время объяснения нового материала.

1. На уроке "Революция 1848-1849 г.г. в Австрийской империи и украинское национальное освободительное движение" работа над схемой строится следующим образом:

сначала учитель показывает всю схему и предлагает ученикам зачитать ее содержание;

затем он закрывает картонными карточками все составляющие схемы, оставляя открытой только тему урока;

постепенно, во время пояснения материала, в логической последовательности учитель открывает части схемы;

ученики обязательно должны делать записи в тетради, фактически перерисовывая схему;

в конце работы учитель предлагает назвать основные моменты, которые рассматривались, а затем, снова поэтапно открывает составные схемы на экране.

2. На доске в начале урока учитель рисует шаблон схемы. Далее он будет пояснять новый материал, а ученики после окончания каждой содержательной части, должны подобрать ключевые слова и вписать их в шаблон схемы. Этот прием можно использовать на уроке "украинское национальное освободительное движение в конце XVIII в. в первой половине XIX в."

III. Во время работы на уроке

1. Излагая тему "Социально-политическая жизнь во 2 пол. 19 века" ученики получают задание доделать схему, часть которой уже составлена учителем. Мини-группы получают задание составить свою схему по определенному вопросу.

Затем, они защищают возле доски результаты работы.

IV. Во время контроля усвоения материала

1. Ученик возле доски пересказывает материал по структурно-логической схеме;

2. Два ученика возле доски составляют схему и "проговаривают" ее.

3. Письменный опрос всего класса.

Задание: за 10 мин. кратко, связанно пересказать содержание схемы, не создавая графической модели.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Виды и свойства внимания
Выделяют три вида внимания: 1) непроизвольное - пассивное, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего отклик раздражителя; 2) произвольное - активное, волевое, сознательно регулируемое сосредоточение ...

Проведение зачетного занятия по рисованию
Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» Программное содержание: - Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). - Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи. - Закрепит ...

Восприятие пространства детьми раннего возраста
Изучению особенностей развития восприятия пространства у детей раннего возраста посвящены многие исследования. Они показывают, что восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте четырех-пяти недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1—1,5 м. Перемещение взора ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0132