Педагогика и образование » Педагог как организатор образования и воспитания личности » Взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагога

Взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагога

Страница 1

Четыре тезиса постоянно прослеживаются в мировой педагогической литературе ХХ века: обучение – это и есть хорошо организованное воспитание; целью обучения является воспитание гармоничной личности; развивающее обучение – условие и результат воспитывающего обучения; активность личности в обучении основывается на активности ребенка в его собственном воспитании (ребенок – объект и субъект воспитания в такой же мере, как объект и субъект обучения).

Одновременно в мировой педагогической литературе провозглашаются и реализуются идеи, которые раскрывают взаимосвязь обучения и воспитания.

А. Дистервег в основу воспитывающего обучения положил идею самоуправляемости и саморазвития личности воспитанника: «Главным же средством, ведущим к этому, является самодеятельность, благодаря которой человек развивает свои внутренние силы и формируется».

Идея активного руководства воспитанием личности в обучении постепенно заменяется концепцией активной позиции ребенка в его становлении и развитии. Теория рефлексивной педагогики и бихевиоризма заменяется концепцией мотивационной педагогики. Предельная идеализация обучения в США, увлечение интеллектуальной стороной обучения свели воспитывающее обучение к формировании культуры умственного труда, целенаправленному воспитанию наблюдательности, такта, мышления и других сторон интеллекта.

В настоящее время можно определить опорные позиции обучения и воспитания с учетом ориентации на мировую педагогическую мысль: целью образования можно считать воспитание творческой личности с развитыми дарованиями и способностями, которая может в дальнейшем самостоятельно развивать и воспитывать себя. Отсюда и вытекают основные педагогические установки:

Обучение должно воспитывать творческую личность, опираясь на индивидуальные возможности, особенности и способности каждого учащегося.

Активность воспитанника в обучении и воспитании должна строится на педагогике сотрудничества в обучения, на взаимосвязи воспитания и самовоспитания в воспитательной работе.

Естественные науки служат формированию творческого мышления, а гуманитарные – воспитанию гуманизма, ответственности, демократизма, самокритичности и требовательности к себе, обеспечивать самопознание и самотворчество.

Обучение и воспитательная робота имеют общий стержень – формирование интегративных качеств личности, совокупность которых отражена в соответствующих картах воспитанности учащихся.

Ведущими условиями, связывающими обучение и воспитание, являются творческая деятельность педагогов и учащихся, разнообразие деятельности, психологический подход в обучении и воспитании, диагностическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, изучение основ современной педагогики и психологии родителями, их детьми и самими педагогами. Но одновременно педагог четко определяет отрицательные факторы, которые мешают воспитанию целостной, гармоничной личности:

«свободное предпринимательство не имеет ничего общего с моралью»;

главный тезис рынка отрицает главный принцип гуманистической морали;

рынок не способен обеспечивать ни гармоническое, ни гуманистическое развитие личности;

пути экономического развития в развитых странах противоречат интересам развития всей цивилизации.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Педагогические технологии и их виды
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные – это технологии решения таких зад ...

Приёмы формирования основных мыслительных операций
В первой главе нами рассмотрены основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Опишем приемы формирования каждой мыслительной операции. Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или яв ...

Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте
Особенности самосознания, по мнению И.И. Чесноковой, зрелой, относительно сформировавшейся личности можно понять только на основе анализа этапов становления детского самосознания. В психологии нет единого мнения к периодизации становления самосознания. На проблему развития самосознания в детском во ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.6179