Четыре тезиса постоянно прослеживаются в мировой педагогической литературе ХХ века: обучение – это и есть хорошо организованное воспитание; целью обучения является воспитание гармоничной личности; развивающее обучение – условие и результат воспитывающего обучения; активность личности в обучении основывается на активности ребенка в его собственном воспитании (ребенок – объект и субъект воспитания в такой же мере, как объект и субъект обучения).
Одновременно в мировой педагогической литературе провозглашаются и реализуются идеи, которые раскрывают взаимосвязь обучения и воспитания.
А. Дистервег в основу воспитывающего обучения положил идею самоуправляемости и саморазвития личности воспитанника: «Главным же средством, ведущим к этому, является самодеятельность, благодаря которой человек развивает свои внутренние силы и формируется».
Идея активного руководства воспитанием личности в обучении постепенно заменяется концепцией активной позиции ребенка в его становлении и развитии. Теория рефлексивной педагогики и бихевиоризма заменяется концепцией мотивационной педагогики. Предельная идеализация обучения в США, увлечение интеллектуальной стороной обучения свели воспитывающее обучение к формировании культуры умственного труда, целенаправленному воспитанию наблюдательности, такта, мышления и других сторон интеллекта.
В настоящее время можно определить опорные позиции обучения и воспитания с учетом ориентации на мировую педагогическую мысль: целью образования можно считать воспитание творческой личности с развитыми дарованиями и способностями, которая может в дальнейшем самостоятельно развивать и воспитывать себя. Отсюда и вытекают основные педагогические установки:
Обучение должно воспитывать творческую личность, опираясь на индивидуальные возможности, особенности и способности каждого учащегося.
Активность воспитанника в обучении и воспитании должна строится на педагогике сотрудничества в обучения, на взаимосвязи воспитания и самовоспитания в воспитательной работе.
Естественные науки служат формированию творческого мышления, а гуманитарные – воспитанию гуманизма, ответственности, демократизма, самокритичности и требовательности к себе, обеспечивать самопознание и самотворчество.
Обучение и воспитательная робота имеют общий стержень – формирование интегративных качеств личности, совокупность которых отражена в соответствующих картах воспитанности учащихся.
Ведущими условиями, связывающими обучение и воспитание, являются творческая деятельность педагогов и учащихся, разнообразие деятельности, психологический подход в обучении и воспитании, диагностическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, изучение основ современной педагогики и психологии родителями, их детьми и самими педагогами. Но одновременно педагог четко определяет отрицательные факторы, которые мешают воспитанию целостной, гармоничной личности:
«свободное предпринимательство не имеет ничего общего с моралью»;
главный тезис рынка отрицает главный принцип гуманистической морали;
рынок не способен обеспечивать ни гармоническое, ни гуманистическое развитие личности;
пути экономического развития в развитых странах противоречат интересам развития всей цивилизации.
Развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста посредством
физкультурных занятий
Цель: Разработать серию занятий по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Составить конспекты физкультурных занятий; Провести их с детьми старшего дошкольного возраста; Практическая работа проводилась с сентября по ноябрь. Тематический план. Задачи физкультурных занятий Ко ...
Методическая разработка урока Краткие сведения из
истории одежды, снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука с
нагрудником
Тема: Краткие сведения из истории одежды, снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука с нагрудником. Цели: Образовательная: ознакомить учащихся с видами одежды; Развивающая: развивать эстетический вкус. сформировать навыки по измерению фигуры тела человека. Воспитывающая: воспитывать аккур ...
Индивидуальная коррекционно – воспитательная работа
В комплексе коррекционно-воспитательной работы, проводимой учителями-дефектологамн с умственно отсталыми дошкольниками, особое место принадлежит индивидуальным занятиям. В соответствии с программой им отводится половина всего рабочего времени учителя-дефектолога (12 часов из 24). Ежедневно на индив ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.