Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы » Понятие «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе

Понятие «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе

Страница 5

Такое содержание организации жизни детей ведет и к началам патриотического воспитания: идет накопление ребенком социального опыта жизни в своем отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений, а также накопление знаний о Родине, формирование на их основе отношений и организация доступной деятельности.

Патриотизм включает в себя когнитивный (знания, представления о Родине), эмоциональный (патриотические чувства, любовь, привязанность, ответственность) и поведенческий компоненты (доступные формы деятельности).

Немаловажен для нравственного воспитания детей-дошкольников – облик самого воспитателя и его высоконравственное поведение. В педагогической литературе мы находим описания и видим практической деятельности, как дети в большинстве случаев подражают педагогам, верят в важность и значительность того, что они говорят и делают, безотчетно соглашаются с тем, что их воспитатель и есть сама справедливость, а потому и проникаются его убеждениями. При этом облик и стиль поведения их педагогов становится для детей примером подражания и одновременно примером отношения к окружающим. Однако дошкольники самостоятельно подражают и сверстникам, хотя далеко не всегда они способны правильно оценить содержание поступка, поэтому могут подражать и отрицательным примерам.

Интересны данные, полученные рядом исследователей, которые наблюдали, как действуют на подражание и эмоциональное развитие дошкольников мимика и интонация речи взрослых. Оказалось, если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны ко многому , что вокруг них происходит, стремление к общению со сверстниками и со взрослыми выражено довольно слабо. Это плохо не только само по себе - отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, речевое, умственное и физическое развитие детей.

Следует также помнить, что многие положительные состояния ребенка - бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенность в добрых отношениях взрослых - благотворно сказываются и на жизнедеятельности детского организма в целом. Отрицательные же чувства - состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний, порицаний - ведут к нежелательным результатам. Если взрослые не проявляют по отношению к ребенку должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, - постоянно упрекают, сердятся, то у ребенка складывается недоброжелательность по отношению и к другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают и трудности установления контактов с окружающими людьми. “Воспитание малышей, - писал А.С. Макаренко, - требует гораздо больше души, неослабевающего интереса, все растущего чувства ответственности, а не времени. И чем ребенок старше, тем ёще меньше он требует времени, а напряженнее становится ответственность.

В соответствии с установившимися традициями прошлых лет, т.е. ещё советской дошкольной педагогики, да и современной, которая во многом опирается на педагогические достижения и опыт тех лет, можно сформулировать следующее: «В нравственном воспитании маленьких детей должны быть созданы такие условия, при которых дети могли бы полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых».

Значит, только атмосфера тепла, любви, заботы, ласки, а также правильной требовательности со стороны взрослых – может посеять радость, открытость и доверие со стороны детей. Именно такую атмосферу любви в воспитании уточнил В.Г. Белинский: «Разумная любовь должна быть основой взаимных отношений между взрослыми и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность, и отец должен быть столько же отцом, сколько и другом своего сына».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Методика изучения основных классов неравенств и их систем
Эти классы можно разбить на две группы. Первая группа рациональные неравенства и системы. Наиболее важными классами соответствующие классы неравенств. Вторая группа - иррациональные и трансцендентные неравенства и системы. В состав этой группы входят иррациональные, показательные, логарифмические и ...

Внеклассное чтение как средство формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многоч ...

Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства. Система образования подверглась острой ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0115