Педагогика и образование » Современные формы образовательной поддержки социально-проектной деятельности старших подростков » Норма проектирования

Норма проектирования

Страница 2

Для того, чтобы появилась возможность проектирования нового, по мнению Г.П. Щедровицкого, необходимо предположить, что наши существующие знания об объекте ошибочны, что они такие, какие есть, лишь потому, что мы видим его через определенную знаковую форму. Для того, чтобы начать проектировать новый «идеальный» образ объекта, нужно поставить вопрос: какой объект на самом деле, независимо от формы нашего знания о нем, что мы потеряли в объекте, какие ограничения на свою деятельность с объектом мы получили, используя такую форму. Без всего перечисленного проектирование невозможно, так как при условии концентрации на существующей форме нашего знания об объекте мы будем мыслить, и совершать действия только в рамке этого знания, закрывая тем самым возможность увидеть объект в других координатах. Фото а вот и сухой кордицепс.

Получается, что проектировщику, находящемуся в ситуации, в которой он собирается осуществить проектную деятельность, необходимо рефлексивно «выйти» из этой ситуации, а после снова в нее «войти», но с измененными целями, ценностями, средствами действия (рис. 2).

Рис. 3. Иерархическая организация управления

Совсем другая ситуация возникает в результате так называемой иерархической организации деятельности, при которой компетентность управления низкая, а управление ориентированно в основном на решение оперативных задач в ущерб стратегическим (рис. 3).

Г.П. Щедровицкий обсуждает следующие условия успешности социального проектирования:

соотношение или полное совпадение сформулированных целей и задач реальным продуктам и последствиям действия;

точность воспроизведения объективной структуры той ситуации, в которой осуществляется действие;

соотношение между «естественным» и «искусственным», т.е. понимание того, в какой мере необходимые изменения деятельности могут быть результатом происходящих в нем естественных процессов и в какой мере, наоборот, для их осуществления требуется наше сознательное, целенаправленное вмешательство;

определением социотехнических критериев для ответа на вопрос, что такое совершенствование и развитие всех систем в общественной деятельности.

Г.П. Щедровицкий считает, что деятельность проектирования – деятельность над деятельностью (одна деятельность направлена на создание таких организованностей, которые потом реализуются в другой), такое накладывание есть та ситуация, «которая, в конечном счете, порождает задачу управления в ее рафинированном виде». Г.П. Щедровицкий выделяет три модальности существования управленческой деятельности: Организация, Руководство и Управление, работающие с разными содержаниями: категорией структуры, категорией деятельности и категорией процесса (организовывать возможно деятельность, руководить людьми, а управлять процессами). Управление работает с процессами, не используя прямое воздействие на материал и на структуры. Г.П. Щедровицкий, обсуждая управление, обозначает, что объект, которым можно управлять обязательно должен иметь самодвижение, разворачивающееся в определенной траектории. Для того, чтобы это движение перевести на другую траекторию, нужную управляющему субъекту (искусственно-естественную), необходимо воздействие на объект. Это воздействие возможно при условии, что управленец обладает специальными знаниями об объекте управления.

Г.П. Щедровицкий отмечает, что «управление осуществляется в тех случаях (и в тех границах), когда подчиненные системы обладают собственным функционированием (или даже развитием) и управляющий орган не связан с ними непосредственными административными связями; управляемые объекты всегда имеют собственное «естественное» функционирование, свои собственные «внутренние» цели и не могут отказаться от достижения их, не разрушив при этом самих себя. Таким образом, управляемая система всегда является относительно независимой от управляющей, и управляющая система должна достигать своих целей в отношении управляемой системы, несмотря на эту независимость и с учетом ее». Управление должно подчинить процессы естественного изменения управляемых систем своим специфическим целям и сделать их условиями и средствами достижения своих целей. Управляемый объект всегда является как бы внутри управляющей системы. Управляющая система «захватывает» его, управляемый объект становится ее частью. Но этот захват «мыслительный», рефлексивный. Организация в системо-мыследеятельностном подходе имеет два смысла: организация как деятельность и организация как результат этой деятельности. Под организацией, по сути, понимается создание такого объекта в социуме, который будет допускать управление. Так как управлять можно только процессами деятельности, то нужно создать эту деятельность или условия для ее осуществления. Получается, что организация – деятельность по созданию другой деятельности. Организация как деятельность направлена на то, чтоб создавать целое из выбранных элементов, задавая между ними отношения и связи. Элементами являются люди, с машинами или без них, но всегда люди.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Общие подходы к изучению мотивации учения
Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней, вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению ...

Самостоятельная работа как основная составляющая педагогических технологий
Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Гово ...

Факторы формирования микроклимата
В ходе моего исследования у меня возник вопрос: а как учитель может влиять на формирование микроклимата школьного класса? Для начала рассмотрим факторы формирования микроклимата класса и содержание понятия "микроклимата". В целом можно привести два толкования понятия: психологическое и пе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0137