Педагогика и образование » Современные формы образовательной поддержки социально-проектной деятельности старших подростков » Социальные проекты старших подростков

Социальные проекты старших подростков

Страница 2

История волонтерского движения в России отличается от зарубежной.

Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации. Волонтер – это человек, который бесплатно помогает некоммерческой организации.

Несмотря на отсутствие общности в России, схема волонтерства была перенесена из США – страны, где фундаментом волонтерства была именно общность. Но в силу устройства «социальной ткани» в нашей стране подростки – единственная масса общества, которая согласна бесплатно работать на благо других, они и являются большей частью волонтеров России. Для школы волонтерская деятельность – средство закрывания вакуума, появившегося после распада комсомольской и пионерской организаций, которые были местом появления и поддержки культурной совместности. Отсюда наиболее распространенный лозунг многих волонтерских групп «неважно, что именно будем делать, главное вместе». Но ведь тот факт, что школьники будут совместно выполнять какую-либо работу, еще не означает, что они учатся хоть чему-то, развиваются.

Вся образовательная поддержка при таком подходе сводится к консультациям по оформлению заявок и отчётов; предполагается, что цели и направления проектной деятельности участники выбирают сами. С другой стороны, разработчики краевой программы развития сетевых форм воспитательной работы (Г.Н. Блинов и другие) фиксируют необходимость создания новых социальных целостностей, в особенности в территориях с редуцированными жизненными средами, и образовательной поддержки таких целостностей. Г.Н. Блинов отмечает, что «образование как социальный институт, ответственный за процессы воспроизводства, может и должно предложить свои механизмы сбалансированного развития края в долгосрочной перспективе. Для этого в самой образовательной среде необходимо создавать прецеденты эффективно работающего, высоконравственного, здорового и деятельного социума, представленного в виде кооперации агентов различных профессиональных и общественных групп. Только включаясь в такие кооперации и общности, у детей возможно появление самоопределения по отношению к задачам, которые может и должен решать человек в современном обществе, развивая и реализуя свой потенциал. Таким образом, постановка вопроса связана с разработкой и апробацией в образовательной сфере технологий позиционного самоопределения молодых людей посредством создания «культурно-образовательных инициативных сред». Культурно-образовательная инициативная среда — это деятельностно выстроенные ситуации порождения и реализации Нового».

Г.Н. Блинов говорит, что создание таких культурно-образовательных сред может осуществлять дополнительное образование, т.к. существующий уровень дополнительного образования в крае имеет три отличительные особенности, позволяющие считать его основным механизмом в реализации этой стратегии:

Во-первых, дополнительное образование края в течение двух последних лет начало выступать как универсальная социальная технология организации насыщенного досуга детей и подростков, их включения в культуросообразную содержательную деятельность и построения дружественных детям социальных зон.

Во-вторых, в дополнительном образовании края имеются действующие образцы технологий создания образовательно-развивающих сред и инфраструктур на основе процессов самоопределения — модульные программы; форумы; фестивали и т. д.

В-третьих, дополнительное образование края имеет в своем арсенале опыт масштабного применения программно-проектных форм организации открытого образования детей и подростков.

Дополнительное образование через пробы подростком себя в разных профессиональных мирах, через столкновение с социальной средой инициирует постановку личных целей, формирование проектного замысла как собственной формы вхождения и существования в социуме.

Г.Н. Блинов фиксирует лишь необходимость создания новых социальных целостностей и их образовательной поддержки. Но формы подобной поддержки самой программой не предусмотрены.

Мы полагаем, что претендовать на заявление формы поддержки социальных целостностей, о которых говорит Г.Н. Блинов, могут программы педагогики самоопределения, имеющие достаточный опыт в построении культурно-образовательных инициативных сред для подростков.

По мнению А.А. Попова «образовательные программы необходимы для практического освоения социокультурных объектов, то есть для проявления возможностей субъективных значений».

А.А. Попов и И.Д. Проскуровская вводят понятие «социокультурный объект». «В отличие от естественного социокультурный объект существует не «натурально»; он никогда не «дан» человеку в качестве «предмета». Наоборот, человек является элементом системы социкультурного объекта, и имеет дело только с его проявлениями (например, языка – «человек говорящий», города – «горожанин»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интеграция – процесс сближения и связи наук ...

Народная педагогика: общая характеристика
Каждая нация имеет собственную имплицитную концепцию воспитания, которая отражает особенности условий жизни и менталитета. Уже хрестоматийным стало высказывание К.Д. Ушинского: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет и в ...

Главные направления критики бихевиористского подхода к модульному обучению
С самого начала возникновения бихевиористского варианта модульного обучения указывалось на непродуктивность использования его при обучении человека. В ряде работ отмечается, что формула стимул – реакция – подкрепление неадекватна человеческому поведению, она слишком груба для анализа процесса обуче ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2426