Образовательная программа, с одной стороны, реконструирует и моделирует социокультурный объект, с другой – она дает возможность всем участникам процесса иметь некоторые интерпретационные версии по поводу его становления и развития, дает возможность появления субъективных значений. Надо понимать, что социокультурные объекты существуют только в силовом поле оценок, отношений заинтересованных позиций – это и есть реальное пространство его существования (в логике вероятностей, в логике версий). Социокультурный объект – это то, что не дано нам материально, и то, что выстраивается лишь благодаря определенным человеческим сообществам и может жить в определенном культурном поле как продукт жизнедеятельности этого человеческого сообщества и само по себе не существует.
Соответственно, по мнению А.А. Попова и И.Д. Проскуровской, образовательные программы необходимы для практического освоения социокультурного объекта или для его объективизации. Отсюда авторы выделяют три типа содержания образовательных программ:
1) актуализация социокультурного объекта, т.е. материализация действительности для участников;
2) идеализация социокультурного объекта, т.е. чистый тип, конструкт. Или культурно-исторический генезис;
3) трансформация социокультурного объекта, т.е. моделирование развития.
А.А. Попов обозначает, что «для построения новых социокультурных объектов или новых предметов, внутри которых производятся, для их раскрытия, те или иные действия, социокультурные объекты определяются в тематическое поле образовательной программы».
Образовательная задача – это три типа содержания образования, которые должны быть свернуты в образовательное событие. В этом смысле образовательная задача является гарантом цельности, она управляет реальностью, всеми социотехническими действиями на мероприятии. Образовательная задача в этом смысле направлена на то, чтобы внутри определенного пространства участники преодолевали ряд границ. Одна из важных границ - это их антропологическая граница, связанная с переходом, т.е. изменением во взглядах, смыслах, ценностях, а сама образовательная задача должна удерживать весь образовательный модуль и задавать всему целостность.
Если говорить о принципах организации образовательного модуля, то он в себе содержит, как пишет А.А. Попов, три принципиальные линии, ни одну из которых нельзя исключить:
1. Линия содержательно-генетической логики конструирования практического понятия и социокультурного объекта, или по-другому эту линию можно назвать «линия тематизации».
2. Оргпроект модуля, игротехническая логика разворачивания всех поясов мыследеятельности. Игротехническая позиция, которая удерживает целостную структуру действия.
3. Линия исторической логики, сканирования антропологических сюжетов, линия индивидуального заказа или истории, по-другому тьюторская линия.
Три линии принципа организации образовательного модуля и три типа содержания образования, описанные выше, по нашему мнению, позволяют задавать новые координаты для понимания сущности социокультурного объекта. В отличие от прежней системы координат, в которой школьник имеет дело только с проявлениями этого объекта. Именно с появлением новой системы координат по отношению к социокультурному объекту у школьников появляется возможность эффективного решения задач современного общества.
Прецеденты образовательной поддержки проектной деятельности старшеклассников.
В мае 2007 года на базе школы №108 города Красноярск молодежной организацией «Сибирский дом» был проведен семинар со школьным активом (9-11 класс) по проектированию Управляющего Совета Школы. Семинар первоначально планировалось разбить на 2 этапа:
1) Школьникам в группах было предложено обсудить, что такое управление, в чем специфика этой деятельности, как средство понимания была дана метафора об управлении. В качестве основы для работы групп подросткам были предложены следующие вопросы:
– чем можно управлять в школе?
– чем хотелось бы управлять в школе?
– чем нужно управлять в школе?
2) Проектирование схемы управления Советом школы, обозначение позиций, обязанностей его членов, приоритетов будущей деятельности министерств, входящих в Совет, президента и др.
В первый день работы групп команде тьюторов показалось, что старшеклассники способны выработать свой собственный тип управления школьными процессами. Ученики высказали несколько гипотез по поводу того, как они понимают «управление», с помощью тьюторов обозначили проблемные места и дефициты, появившиеся у них в момент проектирования будущего Управляющего Совета Школы, пообещали подумать над спорными вопросами. Однако во второй день встречи стало понятно, что старшеклассники, которые презентуют себя в качестве управляющего звена, не удерживают позицию управленцев. Во-первых, многие из тех, кто был в первый день на семинаре, не проявили желания участвовать в нем повторно, а те, кто пришли, с трудом вспоминали, что происходило с ними в первый день, и то, что они ими было наработано при групповой работе. Во-вторых, стало очевидно, что школьники довольствуются включением в готовую, уже выстроенную, типичную для школьного самоуправления структуру, где содержание практически навязывается извне. Как школьникам, так и учителям, работающим с Советом, важнее было выстроить иерархию в отношениях (что позволяет нам утверждать о присутствии руководства, а не управления), нежели менять структуру управления под свои личные цели.
Организация детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г.
Молодечно» «Сказка»
12 января 2012 г., в Молодечно открылся новый детский сад №7 «Сказка». Подобного события в городе не случалось более 20 лет. Всего в Минской области насчитывается 690 детских дошкольных учреждений. Целью работы ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» является разностороннее развитие и социализация ...
Влияние развития двигательных умений и навыков на воспитание физических
качеств
Физическая подготовленность – это уровень развития двигательных умений и навыков физических качеств. Она является важным показателем не только физического, но и общего развития ребенка. В педагогических материалах еще в 30-е годы был поднят вопрос о так называемом «моторном паспорте» ребенка. Поэто ...
Проблема развития личности старшеклассника, психологические основы методики
преподавания мировой художественной культуры в школе
Целью курса мировой художественной культуры в школе является использование силы воздействия различных искусств для формирования личности старшеклассника, его идейно-нравственных убеждений, составляющих основу мировоззрения и жизненных позиций. Путь к достижению этой цели лежит через формирование и ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.