Педагогика и образование » Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с многообразием животного мира » Представления детей о диких животных

Представления детей о диких животных

Страница 11

2) дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет детский интерес и пробуждает активность в освоении окружающего мира;

3) дидактическая игра вызывает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в обучении. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;

4) в дидактической игре дошкольники проявляют творчество, при этом задействуются самые разные, компоненты психики; ощущение, восприятие, память и т. д., это значит, активизируются все познавательные процессы;

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях диких животных, их связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с дикими животными наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществлялось в следующей последовательности:

1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.

4. Осуществляет обучение моделированию существенных или значимых признаков (например, отбор и моделирование признаков диких и домашних животных).

5. Осуществляет руководство созданием моделей элементарных понятий, таких, как: «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение различных классов диких животных.

Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности диких животных и закономерные связи, существующие между ними. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о диких животных.

Приятные эмоции, чувство раскрепощенности помогают дошкольникам с интересом и более легко выполнять задания, которые носят игровой характер.

Дидактические игры для обогащения представлений о диких животных использовались с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей среднего дошкольного возраста. При этом мы учитывали, что процесс формирования представлений о диких животных у детей идет от усвоения ими знаний об особенностях жизни конкретных диких животных, отдельных связей и межвидовых отношений к установлению цепочки биоценологических связей, и на их основе — к освоению закономерностей функционирования различных природных сообществ.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Еще по теме:

Этапы педагогической деятельности Л.Н. Толстого
Деятельность на ниве народного просвещения составила заметный отрезок жизни великого русского писателя и философа. Эта деятельность сложилась из нескольких этапов: 1859-1861 гг., 1861-1862 гг., 1872-1874 гг. и два последних десятилетия жизни. В течение 1859-1862 гг. Толстой заботится об учрежденной ...

Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива
Основное новообразование в сознании подростка, по мнению отечественных психологов, стремление быть и казаться взрослым. На этой почве возникает противоречие между потребностью и возможностью быть взрослым. Для младших подростков эта ситуация усугубляется очередной "кризисной точкой" - пер ...

Принципы и особенности организации культурно-досуговой деятельности детей
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей также развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Выделяют следующие принципы культурно-досуговой деятельности детей: 1. Принцип всеобщности и доступности — возможност ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0341