Таким образом, результаты данного эксперимента показали, что дети среднего дошкольного возраста обладают разнообразными знаниями о способах защиты животных от врагов. Эти знания отражают, как общие, так и частные формы приспособляемости животных в сфере защиты. Знание общих форм приспособленности таких, как бегство, ответное нападение, прятание носит у многих детей характер обобщенных представлений. Знание частных или специфических форм защиты животных носит у детей характер конкретных представлений.
Рассмотрим, как дети справились с объяснением на вопрос "Что такое хищник?" Половина детей вообще не сумели сказать, что такое хищные животные. Некоторые дети, высказавшие свое отрицательное эмоциональное отношение к хищникам, отметили, что это "страшные", "вредные", "злые" животные. Меньше половины обследованных детей дали правильные ответы, причем часть из них лишь только перечислили знакомых им хищных животных, не объяснив, почему же они так называются. Другая часть детей указали поведенческий признак хищников - способность нападать и поедать других животных. Ответы дошкольников звучали так: "Хищники - это которые нападают на маленьких зверьков", "Хищники - это которые едят зайцев". Многие дети, наряду с животными, указали, что хищники едят людей.
Дети классифицировали животных по-разному. Так, бегемота большая часть детей отнесла к хищникам, а меньшая - к мирным. Гиену и ястреба большая часть детей оценили правильно. Результаты объяснений правильного выбора, сделанного детьми по каждому животному, показывают на какие признаки ориентируются дети, распределяя их на хищных и мирных. Это признаки поведения, строения и способа питания.
Из признаков строения дети чаще всего указывали особенности ротового аппарата животных. Так, относя ястреба к хищникам, дети отмечали, что клюв у него острый загнутый. Определяя гиену как хищника, дети указывали на ее зубы: "У нее сердитые глаза и острые зубы". По этому же признаку большая часть детей отнесла и бегемота к хищникам. "У него /у бегемота/ очень большая пасть и клыки большие".
Ссылаясь на особенности поведения животных, дети утверждали, что хищники нападают на кого-нибудь.
Таким образом, решение детьми этой задачи показало, что дошкольники различают хищных и мирных животных, причем легче при решении практических задач с конкретными животными, чем в словесном определении. Выделяя хищных и мирных животных, дети ориентируются на единичные признаки их поведения, на строение, или ссылаются на знание отдельных животных. Все это указывает на то, что дети обладают в целом правильными конкретными представлениями о хищных и мирных животных.
Следует отметить, что многим дошкольникам: свойственно преувеличенно отрицательное эмоциональное отношение к хищникам или несколько неказенное о них представление. Это проявляется, как в подборе эпитетов, которыми дети наделяют хищных животных, так и ссылкой на то, что они едят людей.
Подводя итог результатам данной констатирующей серии, можно сделать следующие выводы. Дети среднего дошкольного возраста знают различные формы защиты животных от врагов, умеют выделять хищных и мирных животных. Указанные знания принимают у детей форму как конкретных, так и обобщенных представлений. Знания специфических форм защиты животных в основном конкретны. Знания таких форм зашиты как бегство, ответное нападение, прятание, носят форму обобщенных представлений. Данные эксперименты показывают, что дети при определении формы защиты животных, а также при делении их на хищных и мирных, ориентируются как на строение, так и поведение животных, выделяя при этом ряд существенных приспособительных признаков. Это свидетельствует о понимании детьми некоторых форм связи животных со средой обитания, в частности взаимоотношений мирных животных с хищниками, как элементами среды.
Психолого-педагогический потенциал детской игры
Игра не только как обязательная принадлежность детства, но и как значимый элемент социально-педагогической системы, целенаправленно используется обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни. Отношение к игре как средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно ...
Учебная деятельность
Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации осознание смысла предстоящей деятельности осознанный выбор мотива целеполагание стремление к цели (осуществление учебных действий) стремление к достижению успеха самооценк ...
Методика повышения уровня нравственной воспитанности младших
школьников
Педагогический процесс в школе представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. Знания и навыки в области какой-либо деятельности, приобретенные на уроке, должны использоваться детьми во внеурочное время, и наоборот, деятельность после уроков до ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.