Результаты констатирующего обследования приводят нас к следующим выводам и обобщениям о характере знаний и представлений о диких животных у детей 4,5-5 лет. Дети обладают разнообразными знаниями о живой природе. На уровне конкретно-образного отражения действительности они выделяют живое и неживое, животные, растения, неодушевленные предметы по ряду признаков. К числу таких признаков относятся структурные и функциональные особенности объектов, признаки одушевленности. Типичным для большинства детей является недооценка одних признаков и переоценка других /например, способности к перемещению в пространстве/. Это искажает представление детей, делает их нечеткими.
Знания детей отражают различные стороны жизнедеятельности животных в определенных природных условиях. Часть дошкольников в ряде случаев обнаруживает понимание связи животных со средой обитания, проявляющееся в форме конкретных представлений об их приспособленности. Ведущими в данном случае являются представления о наиболее "динамичных" сферах жизни животных /локомоции, защите от врагов/. Наиболее отчетливо выступают при этом представления дошкольников о локомоции животных, о соответствии общего строения их конечностей способу передвижения в пространстве и самой среде, в которой осуществляются локомоторные акты. Более общими эти знания являются в тех случаях, когда речь заходит о животных, живущих в резко различающихся природных условиях, и значительно менее точными, когда сопоставляются животные, занимающие различные экологические ниши в одинаковой среде. Так как локомоция животных отражает одну из важнейших форм их связи с внешней средой, то соответствующие представления дошкольников могут играть ведущую роль в процессе обучения. Дети обладают разнообразными знаниями и о способах защиты животных от врагов. Эти знания отражаются в форме конкретных представлений, когда они относятся к специфическим формам приспособленности животных. Обобщенные представления, как правило, дети имеют о таких способах защиты, которые тесно связаны с их собственным локомторным опытом например, бегство.
Строение органов животного тесно связано с их функциями и с условиями внешней среды, в которых они осуществляются. На изученном нами этапе умственного развития дошкольники уже способны устанавливать эту трехчленную связь в отношении локомоции и способов защиты животных от врагов. При этом детьми учитываются такие морфологические особенности, как форма, окраска, относительные размеры, характер расположения органов или частей тела животного. В меньшей степени детьми учитываются функциональные аспекты, т.е. характер поведения животных и свойства среды обитания.
Выявленные особенности знаний имеют, надо думать, решающее значение для обучения дошкольников. Понимание ими существенных элементов жизнедеятельности животных свидетельствует о том, что этот возраст знаменует собой период становления и развития представлений о связях живых существ с условиями окружающей среды.
Данные констатирующего эксперимента позволили выделить в контрольной и экспериментальной группах детей с 3 качественно различными уровнями представлений дошкольников о диких животных (таблица 2.1).
Таблица 2.1 Сформированность представлений о диких животных у детей среднего дошкольного возраста
группы |
Уровень представлений о диких животных, % | ||
высокий |
достаточный |
недостаточный | |
контрольная |
8 |
60 |
32 |
экспериментальная |
4 |
60 |
36 |
Проблемы ребёнка при поступлении в школу
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок: режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности); коммуникативные трудности ...
Воспитание и обучение в Древней Руси
Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей п ...
Акустические основы
голосообразования
Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовы ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.