Педагогика и образование » Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с многообразием животного мира » Представления детей о диких животных

Представления детей о диких животных

Страница 9

Результаты констатирующего обследования приводят нас к следующим выводам и обобщениям о характере знаний и представлений о диких животных у детей 4,5-5 лет. Дети обладают разнообразными знаниями о живой природе. На уровне конкретно-образного отражения действительности они выделяют живое и неживое, животные, растения, неодушевленные предметы по ряду признаков. К числу таких признаков относятся структурные и функциональные особенности объектов, признаки одушевленности. Типичным для большинства детей является недооценка одних признаков и переоценка других /например, способности к перемещению в пространстве/. Это искажает представление детей, делает их нечеткими.

Знания детей отражают различные стороны жизнедеятельности животных в определенных природных условиях. Часть дошкольников в ряде случаев обнаруживает понимание связи животных со средой обитания, проявляющееся в форме конкретных представлений об их приспособленности. Ведущими в данном случае являются представления о наиболее "динамичных" сферах жизни животных /локомоции, защите от врагов/. Наиболее отчетливо выступают при этом представления дошкольников о локомоции животных, о соответствии общего строения их конечностей способу передвижения в пространстве и самой среде, в которой осуществляются локомоторные акты. Более общими эти знания являются в тех случаях, когда речь заходит о животных, живущих в резко различающихся природных условиях, и значительно менее точными, когда сопоставляются животные, занимающие различные экологические ниши в одинаковой среде. Так как локомоция животных отражает одну из важнейших форм их связи с внешней средой, то соответствующие представления дошкольников могут играть ведущую роль в процессе обучения. Дети обладают разнообразными знаниями и о способах защиты животных от врагов. Эти знания отражаются в форме конкретных представлений, когда они относятся к специфическим формам приспособленности животных. Обобщенные представления, как правило, дети имеют о таких способах защиты, которые тесно связаны с их собственным локомторным опытом например, бегство.

Строение органов животного тесно связано с их функциями и с условиями внешней среды, в которых они осуществляются. На изученном нами этапе умственного развития дошкольники уже способны устанавливать эту трехчленную связь в отношении локомоции и способов защиты животных от врагов. При этом детьми учитываются такие морфологические особенности, как форма, окраска, относительные размеры, характер расположения органов или частей тела животного. В меньшей степени детьми учитываются функциональные аспекты, т.е. характер поведения животных и свойства среды обитания.

Выявленные особенности знаний имеют, надо думать, решающее значение для обучения дошкольников. Понимание ими существенных элементов жизнедеятельности животных свидетельствует о том, что этот возраст знаменует собой период становления и развития представлений о связях живых существ с условиями окружающей среды.

Данные констатирующего эксперимента позволили выделить в контрольной и экспериментальной группах детей с 3 качественно различными уровнями представлений дошкольников о диких животных (таблица 2.1).

Таблица 2.1 Сформированность представлений о диких животных у детей среднего дошкольного возраста

группы

Уровень представлений о диких животных, %

высокий

достаточный

недостаточный

контрольная

8

60

32

экспериментальная

4

60

36

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Еще по теме:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. ...

Общая характеристика страны
Что такое 24 часа в жизни Франции? Это - 2083 новорожденных, 108 пар, подписавших Pacs (брачный договор), 550 пластических операций, 14 мил ...

Современные технологии обучения физике
Научная основа традиционного обучения - ассоциативно-рефлекторная теория (концепция). Согласно этой теории, усвоение знаний, формирование у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved