Графически полученные результаты представлены на рис. 1
Рис. 1. Уровень мотивации к обучению у учащихся 5 класса
По представленным результатам, можно определить, что уровень мотивации к обучению у подвозимых детей гораздо ниже, чем у местных ребят. Необходимо создавать определенные условия для адаптации воспитанников этой категории.
Еще одна сторона диагностики была связана с изучением межличностных отношений коллектива класса. Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический, а вернее, социально-психологический климат группы.
Социально-психологический климат группы – это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности.
Для определения социально-психологического климата класса была использована методика «Социально-психологический климат класса» (Приложение 3). Учащимся необходимо было ответить на следующий вопрос: «Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?» Мнения разделились следующим образом. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Социально-психологический климат класса
|
Параметры |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
Чувствую себя членом класса, частью коллектива |
3 | |
|
Участвую в большинстве видов деятельности |
2 | |
|
Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других |
1 |
3 |
|
Не чувствую, что являюсь членом коллектива |
2 | |
|
Занимаюсь отдельно от других членов |
1 |
Из представленных данных можно определить, что большая часть учащихся не чувствуют свою принадлежность к школьному коллективу. Это лишь подтверждает незаинтересованность учащихся жизнью класса. Наиболее дружественными отношениями ребята считают отношения за пределами школы, но при этом часть учащихся считает дружбу с одноклассниками менее значительной.
При анализе уровня адаптации по всем аспектам были получены следующие результаты (см. таблицу 4).
Таблица 4. Уровень адаптации учащихся 5-го класса
|
Класс |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
Высокий |
4 (33,4%) | |
|
Средний |
2 (16,6%) |
2 (16,6%) |
|
Низкий |
4 (33,4%) |
Психолого-педагогические аспекты детской игровой
деятельности
Игра - ведущая деятельность ребенка. Ее огромное значение в жизни детей побуждали многих ученых искать объяснения природы и происхождения этой удивительной детской деятельности. Существует много теорий детской игры. Теория исследует вопрос происхождения игры, то есть, почему и откуда возникла эта д ...
Традиции отечественного высшего
образования
Система высшего образования, существующая сегодня в нашей стране, в своей основе сложилась еще в годы первых пятилеток и в дальнейшем претерпевала лишь незначительные изменения. Главное назначение образования заключалось в социализации и профессионализации личности с позиций ее максимальной обществ ...
Компьютеры в системе образования
Обучение при помощи компьютера (ОПК) на первых порах основывалось на принципе программированного обучения, где четыре фактора обучения — учитель, ученик, знание и проблема — располагались в непосредственной близости друг от друга. Такой подход осуществляется путем расчленения процесса обучения на л ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.