Графически полученные результаты представлены на рис. 1
Рис. 1. Уровень мотивации к обучению у учащихся 5 класса
По представленным результатам, можно определить, что уровень мотивации к обучению у подвозимых детей гораздо ниже, чем у местных ребят. Необходимо создавать определенные условия для адаптации воспитанников этой категории.
Еще одна сторона диагностики была связана с изучением межличностных отношений коллектива класса. Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический, а вернее, социально-психологический климат группы.
Социально-психологический климат группы – это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности.
Для определения социально-психологического климата класса была использована методика «Социально-психологический климат класса» (Приложение 3). Учащимся необходимо было ответить на следующий вопрос: «Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?» Мнения разделились следующим образом. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Социально-психологический климат класса
Параметры |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Чувствую себя членом класса, частью коллектива |
3 | |
Участвую в большинстве видов деятельности |
2 | |
Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других |
1 |
3 |
Не чувствую, что являюсь членом коллектива |
2 | |
Занимаюсь отдельно от других членов |
1 |
Из представленных данных можно определить, что большая часть учащихся не чувствуют свою принадлежность к школьному коллективу. Это лишь подтверждает незаинтересованность учащихся жизнью класса. Наиболее дружественными отношениями ребята считают отношения за пределами школы, но при этом часть учащихся считает дружбу с одноклассниками менее значительной.
При анализе уровня адаптации по всем аспектам были получены следующие результаты (см. таблицу 4).
Таблица 4. Уровень адаптации учащихся 5-го класса
Класс |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Высокий |
4 (33,4%) | |
Средний |
2 (16,6%) |
2 (16,6%) |
Низкий |
4 (33,4%) |
Методика развития представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни
в процессе проведения экскурсий
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования экскурсий с целью познавательного развития дошкольников, а также результатов констатирующего изучения состояния работы по данной проблеме в ДОУ, мы пришли к заключению, что развитие представлений о труде ...
Учение как благо и повинность
К XVI—XVII вв. в Западной Европе сформировался новый по тем временам тип рациональности, соединившей эксперимент с математическим описанием реальности и рефлексивно "технологическим" отношением к деятельности мышления (постановка проблемы "метода" и ее специальная целенаправленн ...
Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте
Особенности самосознания, по мнению И.И. Чесноковой, зрелой, относительно сформировавшейся личности можно понять только на основе анализа этапов становления детского самосознания. В психологии нет единого мнения к периодизации становления самосознания. На проблему развития самосознания в детском во ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.