Математическая обработка полученных данных
Для того чтобы понять, достоверны ли полученные результаты, применим U – критерий Манна-Уитни. Чтобы определить, насколько различны результаты детей контрольной группы до и после формирующего эксперимента, произведем ранжирование баллов и занесем данные в таблицу 7.
Таблица 7
Ранжирование баллов детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Контрольный этап эксперимента |
Констатирующий этап эксперимента | ||
результаты |
ранг |
результаты |
ранг |
15 |
20 |
13 |
19 |
9 |
14 |
9 |
14 |
9 |
14 |
9 |
14 |
9 |
14 |
9 |
14 |
9 |
14 |
9 |
14 |
9 |
14 |
5 |
8,5 |
5 |
8,5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
∑ |
110,5 |
∑ |
99,5 |
Вычислим значение U-критерия по формуле:
U эмп. = (n ٠ n,) + n ٠(n +1) /2 – T,
где
n – количество испытуемых;
Т – большая из двух ранговых сумм.
Таким образом,
n = 10, Т =110, 5
U эмп. = (10٠10) + 10 ٠ (10 +1) /2 – 110, 5 =44, 5
По таблицам определим критические значения для n.
U кр. = 27 (p ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)
U эмп. = 44,5, значит, уровень развития письменной речи детей на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня детей на констатирующем этапе, так как U эмп. выше, чем U кр.
Для выявления достоверности и значимости различий уровня развития письменной речи детей экспериментальной группы применим этот же критерий.
Проведем ранжирование баллов, результаты занесены в таблицу 8.
Таблица 8
Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Контрольный этап эксперимента |
Констатирующий этап эксперимента | ||
результаты |
ранг |
результаты |
ранг |
13 |
19 |
13 |
19 |
9 |
10,5 |
13 |
19 |
9 |
10,5 |
11 |
15,5 |
7 |
7 |
11 |
15,5 |
5 |
5 |
11 |
15,5 |
5 |
5 |
11 |
15,5 |
5 |
5 |
9 |
10,5 |
3 |
2 |
9 |
10,5 |
3 |
2 |
9 |
10,5 |
3 |
2 |
9 |
10,5 |
∑ |
68 |
∑ |
142 |
Особенности теории обучения Б. Ф. Скиннера
В основе модульной системы обучения лежат очень многие теории. Некоторые моменты теории обучения по Б.Ф.Скиннеру являются очень важными. Б. Ф. Скиннер, будучи позитивистом, выступает вообще против всяких теорий обучения и предлагает строить учебный процесс на основе опыта. Он утверждает, что теории ...
Вопросы коррекции фонетико-фонематической стороны
речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду являются: 1) формирование звукопроизношения; 2) развитие фонематического восприятия; 3) подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, предусмотренной программой для первого класса массо ...
Варианты преподавания ДНК в школе
До настоящего времени обсуждались разнообразные варианты преподавания религии в школе. Рассматривались варианты введения предмета «религиоведение» («основы мировых религий») в старших классах, светской этики начиная со средней школы со ссылками на светскость нашего государства, долго обсуждалась во ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.