Если научить детей видеть природу, обращать внимание на, казалось бы, привычные явления, изменения в природе (не только на снегопад, листопад, весенние воды, но и на то, какое сегодня небо и почему, как выглядят деревья, растущие возле школы, в ясную, туманную погоду), то «заговорит» каждый ученик. Поэтому перед уроком обучения грамоте (1 класс) предлагаем детям задания: утром и вечером понаблюдать за небом, за повадками птиц, за изменениями в природе и затем на уроке записать 1-2 предложения о том, что их особенно поразило, что больше всего им запомнилось. Выполняя такие задания, многие учащиеся, прежде не обращавшие внимание на окружающее, начинают внимательно вглядываться в мир.
Вот, к примеру, как первоклассники писали об одном зимнем дне (2-е полугодие):
1. На улице холодно. Небо серое и печальное.
2. Сегодня день пасмурный и туманный.
Но вот погода изменилась (приближается весна), и дети пишут:
1. Ярко светит весеннее солнце. Оно согревает своими лучами землю.
2. Сегодня солнечный день. Ласково веет ветерок.
Один и тот же день, одни и те же явления природы дети увидели по-разному.
Если такие задания давать систематически и не просто записывать 1-2 предложения, но и анализировать их, то такая работа непременно будет полезной. Дети сравнительно легко станут справляться с сочинениями, которые будут писать на основе своих наблюдений.
На первых порах ученики составляют рассказы по готовому плану.
О погоде.
1. Какой сегодня день?
2. Небо.
3. Солнце.
4. Ветер.
5. Деревья.
6. Животные.
7. Моё отношение.
Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые, речевые и интеллектуальные способности.
Представляем один из вариантов такой комплексной работы. Она строится на основе тематических групп слов и позволяет органически соединить лексическую, лексико-грамматическую и речевую работу. Правильно организованная беседа способна обеспечить выбор слов, соответствующих заданной теме, наполнение слов реальным содержанием.
Эту работу представляем в игровой форме. Называем «Слова -рассказчики».
Вот как примерно строю беседу для выявления тематически связанных слов и формирования смыслового поля для будущих высказываний.
1. Дети приглашаются к игре (Давайте поиграем в языковую игру «Слова -рассказчики».) Затем объявляется «герой» игры (предмет разговора) - лиса. Показывается картинка. Задаются вопросы: Кто это? (Лиса) Как можно лису назвать ласково? (Лисонька) Слова лиса и лисонька записываются как заглавие таблицы.
- Сейчас мы будем вспоминать все, что знаем о лисе, и подбирать слова, которые помогут нам рассказать что-то важное и интересное о жизни лис, их особенностях, повадках.
- Кто такая лиса? Это животное, растение или какой-то неживой предмет? (Животное) Понадобится нам слово животное, чтобы объяснить, кто такая лиса? (Понадобится). Запишем это слово в таблицу.
- Животных на свете много. Какое именно животное лиса? Это насекомое, рыба. Птица или зверек? (Зверек) Запишем это слово в таблицу.
- Если лиса — животное, значит, она где-то живет. Слово жить нам нужно будет для того, чтобы что-то рассказать о лисе? (Нужно) Запишем слово жить.
Методика использования учебных элементов при освоении отдельных тем основного
курса информатики
Учебные элементы в настоящее время используются в средней школе крайне редко, в частности, потому что создание учебного элемента занимает определенное дополнительное время. Более того, многие учителя предпочитают проверенную классическую систему преподавания, не зная о преимуществах применения учеб ...
Воспитание и обучение в Древней Руси
Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей п ...
Функции ученического самоуправления
Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой «совокупность однородных по содержанию, п ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.