Преподавание и обучение. Напомним, что основной мерой, которую предложил Комитет Диринга в этом направлении, было создание Института Преподавания и Обучения для профессиональной подготовки и развития преподавателей и утверждения статуса этой профессии.
Этот Институт был создан в 1999 году. К сожалению, из-за отсутствия источников, крайне сложно изучить его деятельность, с которой мы знакомы только в общих чертах. Институт предлагал программы подготовки и профессионального развития преподавателям вузов, как начинающим, так и опытным. За участие своего персонала в них платили вузы. Видимо, эти программы предполагали персональный подход, так как для того чтобы стать членом Института и получить к ним доступ, преподаватель должен был подготовить в письменной форме анализ шести аспектов своей преподавательской деятельности:
преподавание и поддержка обучения,
вклад в создание и планирование самостоятельного обучения студентов;
система оценок и обратная связь со студентами;
разработка эффективной среды обучения и поддержка обучающихся;
оценка своей практики и персонального развития;
совмещение исследований, изучения вопросов (scholarship) и профессиональной активности с преподаванием и поддержкой обучения.
По всей видимости, такие анализы одновременно информировали других членов об успешной практике и позволяли выявить слабые места в работе конкретного преподавателя.
В 2002/03 году членами Института были 12% академического персонала вузов .
В 2001 – 2002 гг. было проведено несколько исследований, выявивших в этой сфере существенные проблемы. Представляется более логичным рассмотреть их в следующей главе, поскольку там уже можно будет отследить реакцию на них правительства и представленные меры по их решению.
Исследования. В докладе Комитета Диринга исследованиям уделено достаточно большое внимание и рекомендации предусматривали:
должное финансирование исследований через общественные источники;
изменение системы их оценок (RAE) и сопряжённого с ними финансирования для облегчения проведения междисциплинарных исследований, должной поддержки прикладных исследований и исследований, поддерживающих преподавательскую деятельность;
создание Исследовательского совета для гуманитарных наук и искусств;
проведение государственной политики, направленной на укрепление связи исследований в высшей школе с промышленностью.
В ответе на рекомендации Комитета Диринга правительство обещало увеличить финансирование на исследования и сдержало своё обещание через два-три года после своего прихода к власти. Динамика представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Финансирование исследований в высшей школе СК в 1994 – 2003 гг.
|
Год Источник финансирования |
1994/95 (£ млн.) |
1999/2000 (£ млн.) |
2001/02 (£ млн.) |
2002/03 (£ млн.) |
|
Советы по финансированию |
1 017 |
1 043 |
1 085 |
1 177 |
|
Исследовательские советы |
570 |
604 |
805 |
820 |
|
Правительственные департаменты и местные власти |
153 |
337 |
413 |
456 |
|
Промышленность СК |
157 |
242 |
250 |
257 |
|
Благотворительные общества СК |
354 |
485 |
607 |
653 |
|
Другие гранты и контракты (в основном из зарубежных источников) |
199 |
305 |
358 |
409 |
|
Вузы |
109 | |||
|
Всего |
2 559 |
3 016 |
3 518 |
3 773 |
Украина в Болонском процессе
Мониторингом, финансово поддерживаемым Европейской комиссией, не охвачены Беларусь, Молдова и Украина. Россия включилась в Болонский процесс совсем недавно. Для интенсивной образовательной интеграции следует кардинальным образом реформировать высшую школу нашей страны, причем следует учитывать, что ...
Принципы воспитания в системе А.С. Макаренко
Известный советский педагог и писатель. Принципы воспитания по Макаренко. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие ...
Опытно-экспериментальная работа по интеллектуальному развитию младших
школьников
Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие учащиеся находятся на недостаточно высоком уровне развития интеллектуальной одаренности. В связи с этим возникла необходимость развития одаренности у младших школьников в обучении. С этой целью нами была проведена опытно-экспериментальная ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.