Диагностика общего и речевого развития обучающихся позволяет успешно проводить индивидуальную и дифференцированную работу по развитию связной письменной речи на материале учебника русского языка.
Наибольшая речевая активность четвероклассников проявляется при выполнении ими работ творческого характера. В процессе творческих работ в условиях одного класса происходит взаимообогащение речи учащихся.
В ходе выполнения творческих работ у учащихся вырабатываются умения выбора темы; умение планировать предстоящее высказывание, умение выделять главное, умение анализировать готовый материал, умение подбирать нужное слово, умение строить предложения.
Проведенная нами работа показала, что основные резервы речевого развития заключается в:
а) эффективном (разнообразном) использовании видов работ учебника русского языка;
б) применении приемов обучения развитию связной письменной речи на содержательном материале учебника русского языка;
в) диагностике уровня сформированности качественных и количественных показателей развития связной письменной речи обучающихся.
Наблюдения за деятельностью обучающихся экспериментального класса показывают какое положительное влияние оказывает целенаправленная работа с учебником на уроках русского языка: повысился интерес к урокам русского языка; заметны для учеников и их родителей изменения в речевом развитии; повысилась успеваемость по предмету.
В настоящее время одной из важнейших задач в развитии грамотной личности является раскрытие коммуникативной функции языка, т.е. развитие реи каждого школьника, в том числе и связной письменной речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Речь всегда рассматривается в единстве содержания и формы.
Методическая работа по развитию речи реализуется посредством современных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Современный учебник представляет собой комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие знаний, умений и навыков обучающихся о языке, в том числе и на развитие связной речи. Вариативные учебно-методические комплексы по русскому языку в своем составе содержат учебники и учебные пособия по русскому языку, методические рекомендации для учителя, контрольно-измерительные материалы. Содержательная и целенаправленная работа учителя начальных классов по данным комплексам оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи обучающихся начальных классов.
Однако учебный успех обучающихся, эффективное применение учебника в процессе обучения связной речи без диагностико-прогностического слежения будет неэффективным. В связи с этим был проведен мониторинг уровня развития письменной связной речи обучающихся классов, проанализированы учебники по русскому языку на предмет наличия системы упражнений по развитию письменной речи, проведено анкетирование учителей начальных классов с целью выявления затруднений в методике развития речи обучающихся.
Анализ учебников по вариативным программам «Школа России» и «Школа 2100» показывает, что современный учебник содержит необходимую систему работы по развитию речи обучающихся начальных классов. Упражнения и задания, содержащиеся в учебниках, направлены и на формирование знаний о языке, и на развитие письменной связной речи обучающихся. Следует отметить, что в учебниках (автор Р. Н. Бунеев) отсутствуют или сведены к минимуму некоторые виды работ по развитию речи. Это главным образом вызвано широкой межпредметной интеграцией предметом гуманитарного цикла (русский язык, литературное чтение, риторика).
Подготовка к первому показу
Воспитание самостоятельности ученика в значительной степени определяется отношением педагога к первому показу нового произведения. Очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик самостоятельно разбирал произведение, делая это, по возможности, грамотно и добросовестно. Естественно ...
Отношение к индивидуальности ученика и проблема самостоятельности
Индивидуальный подход к учащемуся — особая область педагогического искусства. Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и стремиться развивать все лучшее, что есть в его даровании, выявляя его творческий облик. Успех работы педагога зависит от того, насколько глубоко прони ...
Средства разработки программно-методического обеспечения
Ведущие фирмы в области информационно-измерительных и управляющих технологий (Hewlett Packard, National Instruments и др.) производят комплектные системы, включающие как аппаратные средства сопряжения с объектом, так и все необходимое программное обеспечение их поддержки. Сюда входят драйверы управ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.