Большим событием в науке о голосе было появление в 1936 г. второго, дополненного издания книги профессора Московского университета, акустика С.Н. Ржевкина «Слух и речь в свете современных физических исследований». Фундаментальная книга является обобщением состояния научных знаний в области слуха, речи и певческого голоса. В ней впервые в отечественной литературе полно изложены сведения по акустике певческого голоса и разбираются вопросы теории его образования. В частности, в книге впервые приводятся сведения по акустическому анализу тембра певческого голоса, который характеризуется присутствием высокой и низкой певческих формант.
В России изучением голосообразования у певцов занимались очень мало. Однако русские врачи сделали ряд интересных и важных наблюдений за работой голосового аппарата у певцов. Следует отметить, что изучение работы голосового аппарата при помощи аппаратуры, точно фиксирующей деятельность различных его отделов, началась в науке только в последней четверти XIX века в связи с прогрессом техники. Таким образом, точное изучение работы голосового аппарата имеет весьма короткую историю.
Среди важнейших наблюдений, сделанных русскими учеными в дореволюционный период, необходимо, прежде всего, отметить следующие:
- Е.Н. Малютин впервые отметил стимулирующее влияние на голосовую функцию механических вибраций, совершаемых со звуковой частотой, и применил вибрации камертонов к излечению слабости голоса; сила голоса певца возрастала, и улучшался его тембр (1896 год);
- Е.Н. Малютин впервые нашел, что форма нёбного свода играет большую роль в проявлении певческого голоса, и применил искусственные пластинки для его изменения (1898 г.);
- врач П.П. Геллат нашел, что большинство оперных певцов пользуется в пении устойчивым низким положением гортани, в то время как некоторые первоклассные колоратурные и лирические сопрано гортань в пении приподнимают (1898 г.);
Среди важнейших исследований, сделанных советскими авторами в 20-30-х гг., надо назвать следующие:
- физики С.В. Казанский и С.Н. Ржевкин открыли в хорошо поставленном мужском певческом голосе постоянно присутствующую усиленную частоту, придающую голосу округлость – низкую певческую форманту (1927 г.);
- Е.Н. Малютин при стробоскопических наблюдениях установил важный факт колебательных движений связок без звука (1930 г.);
- Л.Д. Работнов обобщил свои предыдущие наблюдения за дыхательными движениями грудных, брюшных стенок и диафрагмы и выдвинул гипотезу о важнейшем значении гладких мышц бронхиального дерева в пении. Им установлен факт так называемого парадоксального дыхания у некоторых лучших певцов (1932 г.).
Таким образом, характерные принципы русской вокальной школы – это простота и задушевность исполнения при совершенной вокальной технике, умение сочетать вокальное мастерство с эмоционально окрашенным живым словом, мастерство драматической игры неразрывно связаны с комплексным развитием основных вокальных навыков. Кроме того, процесс постановки голоса в методиках русской вокальной школы имеет серьезную научную основу и опирается на физиологическую естественность вокального звучания.
Способы активизации деятельности на уроках русского языка
Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность обучающихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятель ...
Гуманистическая парадигма диагностики интеллектуальных способностей младших
школьников
Гуманистическая парадигма образования ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п. Поэтому ее методи ...
Педагогические технологии и их виды
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные – это технологии решения таких зад ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.