Педагогика и образование » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников » Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Страница 3

Окружающий мир

Автор А.А. Вахрушев

Одна из трудностей преподавания в начальной школе состоит в том, что множество наблюдаемых явлений, которые пытаются понять и осмыслить дети, часто превышает тот круг представлений, которые они могут осмыслить. Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят пытаться самостоятельно объяснять их.

Содержание программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, с точки зрения экскурсий и наблюдений на экскурсиях, представлено в таблице 4.

Таблица 4

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

II класс

Части света

Знакомство с рекой, озером, равнинной местностью, горами (или холмами)

Наблюдения за особенностями растительного и животного мира природных зон

III класс

Живые участники круговорота веществ

В природное окружение школы (водоем, поле, луг, лес)

Наблюдения за экосистемой и ее обитателями

Ознакомление с окружающим миром (I и II классы)

Авторы А.А. Плешаков, О.Н. Сороцкая

Формы, методы и средства ознакомления детей с окружающим миром разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, в музее и т.д. Экскурсии, встречи с людьми разных профессий, беседы, рисование - все это позволит сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

Содержание программы представлено в таблице 5.

Таблица 5

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

I класс

Дом и школа

По школе

Наблюдения за организацией и работой школы, ее кабинетов

Наш город (село)

С целью ознакомления с ближайшим природным окружением и признаками времен года; в магазин, на почту, в библиотеку, музей

Наблюдения за общественной жизнью, трудом людей

II класс

Родной край

Поверхность и водоемы края; природа и труд людей в нашем крае осенью, зимой и весной

Наблюдения за изменениями природы; за сезонным трудом людей

Природоведение (III и IV классы)

Автор А.А. Плешаков

Формы организации работы при изучении курса природоведения разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, полевые практикумы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам.

В программе указан минимум экскурсий, практических работ, демонстраций, обобщающих уроков. При планировании учебного материала учителем их количество может быть увеличено. В ряде случаев (например, в условиях крупного города) проведение экскурсий может быть затруднено или невозможно.

Содержание программы представлено в таблице 6.

Таблица 6

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

III класс

Природа и мы

1. Многообразие природы (маршрут выбирается с учетом возможности показа различных объектов живой и неживой природы)

2. Охрана природы (в лесопитомник, в ботанический сад, зоопарк, на зоологическую тропу и т.п.)

Наблюдения за многообразием природы; за охраной природы; за влиянием человека на природу

IV класс

Сохраним природу своего края

Природные сообщества родного края

Наблюдения за природными сообществами и почвами родного края

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Влияние особенностей учреждений дополнительного образования детей на характер педагогического общения
Специфика педагогического общения определяется характером учреждения, в котором работают педагоги, воспитатели, учителя. В связи с этим нев ...

Этапы становления социальной педагогики в современный период
Более чем пятнадцатилетний опыт развития социальной педагогики свидетельствует о том, что она имеет все объективные основания для своего да ...

Учебное пособие
Учебное пособие как вид учебной литературы посвящается отдельным разделам программы, это могут быть также сборники упражнений, задач, лабор ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru