Педагогика и образование » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников » Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Страница 3

Окружающий мир

Автор А.А. Вахрушев

Одна из трудностей преподавания в начальной школе состоит в том, что множество наблюдаемых явлений, которые пытаются понять и осмыслить дети, часто превышает тот круг представлений, которые они могут осмыслить. Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят пытаться самостоятельно объяснять их.

Содержание программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, с точки зрения экскурсий и наблюдений на экскурсиях, представлено в таблице 4.

Таблица 4

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

II класс

Части света

Знакомство с рекой, озером, равнинной местностью, горами (или холмами)

Наблюдения за особенностями растительного и животного мира природных зон

III класс

Живые участники круговорота веществ

В природное окружение школы (водоем, поле, луг, лес)

Наблюдения за экосистемой и ее обитателями

Ознакомление с окружающим миром (I и II классы)

Авторы А.А. Плешаков, О.Н. Сороцкая

Формы, методы и средства ознакомления детей с окружающим миром разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, в музее и т.д. Экскурсии, встречи с людьми разных профессий, беседы, рисование - все это позволит сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

Содержание программы представлено в таблице 5.

Таблица 5

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

I класс

Дом и школа

По школе

Наблюдения за организацией и работой школы, ее кабинетов

Наш город (село)

С целью ознакомления с ближайшим природным окружением и признаками времен года; в магазин, на почту, в библиотеку, музей

Наблюдения за общественной жизнью, трудом людей

II класс

Родной край

Поверхность и водоемы края; природа и труд людей в нашем крае осенью, зимой и весной

Наблюдения за изменениями природы; за сезонным трудом людей

Природоведение (III и IV классы)

Автор А.А. Плешаков

Формы организации работы при изучении курса природоведения разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, полевые практикумы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам.

В программе указан минимум экскурсий, практических работ, демонстраций, обобщающих уроков. При планировании учебного материала учителем их количество может быть увеличено. В ряде случаев (например, в условиях крупного города) проведение экскурсий может быть затруднено или невозможно.

Содержание программы представлено в таблице 6.

Таблица 6

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

III класс

Природа и мы

1. Многообразие природы (маршрут выбирается с учетом возможности показа различных объектов живой и неживой природы)

2. Охрана природы (в лесопитомник, в ботанический сад, зоопарк, на зоологическую тропу и т.п.)

Наблюдения за многообразием природы; за охраной природы; за влиянием человека на природу

IV класс

Сохраним природу своего края

Природные сообщества родного края

Наблюдения за природными сообществами и почвами родного края

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Основные правила для организации спортивной тренировки юношей и девушек
- Занимаясь силовыми упражнениями, соблюдайте общие методические принципы построения тренировочного процесса - Общефизическая подготовка – основ успеха в развитии силы. Поэтому. Включайте в тренировку упражнения на развитие выносливости, быстроты, гибкости, координации и точности движений, спортивн ...

Созданная компьютером виртуальная реальность
Создаваемая компьютером ВР стремится заменить непосредственные раздражители, имеющие физическую природу, непосредственными раздражителями, изначально происходящими из среды компьютерной. Так свет, отраженный от поверхности реальных предметов, подменяется световыми образами, носителями которых являю ...

Соотношение между активизацией познавательной деятельности учащихся и проблемным обучением
Некоторые педагоги отождествляют эти два понятия, предлагая ликвидировать и сам термин «проблемное обучение». Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен а ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2337