Окружающий мир
Автор А.А. Вахрушев
Одна из трудностей преподавания в начальной школе состоит в том, что множество наблюдаемых явлений, которые пытаются понять и осмыслить дети, часто превышает тот круг представлений, которые они могут осмыслить. Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят пытаться самостоятельно объяснять их.
Содержание программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, с точки зрения экскурсий и наблюдений на экскурсиях, представлено в таблице 4.
Таблица 4
|
Класс; тема |
Место и цель проведения экскурсии |
Наблюдения |
|
II класс Части света |
Знакомство с рекой, озером, равнинной местностью, горами (или холмами) |
Наблюдения за особенностями растительного и животного мира природных зон |
|
III класс Живые участники круговорота веществ |
В природное окружение школы (водоем, поле, луг, лес) |
Наблюдения за экосистемой и ее обитателями |
Ознакомление с окружающим миром (I и II классы)
Авторы А.А. Плешаков, О.Н. Сороцкая
Формы, методы и средства ознакомления детей с окружающим миром разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, в музее и т.д. Экскурсии, встречи с людьми разных профессий, беседы, рисование - все это позволит сделать занятия интересными, увлекательными для детей.
Содержание программы представлено в таблице 5.
Таблица 5
|
Класс; тема |
Место и цель проведения экскурсии |
Наблюдения |
|
I класс Дом и школа |
По школе |
Наблюдения за организацией и работой школы, ее кабинетов |
|
Наш город (село) |
С целью ознакомления с ближайшим природным окружением и признаками времен года; в магазин, на почту, в библиотеку, музей |
Наблюдения за общественной жизнью, трудом людей |
|
II класс Родной край |
Поверхность и водоемы края; природа и труд людей в нашем крае осенью, зимой и весной |
Наблюдения за изменениями природы; за сезонным трудом людей |
Природоведение (III и IV классы)
Автор А.А. Плешаков
Формы организации работы при изучении курса природоведения разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, полевые практикумы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам.
В программе указан минимум экскурсий, практических работ, демонстраций, обобщающих уроков. При планировании учебного материала учителем их количество может быть увеличено. В ряде случаев (например, в условиях крупного города) проведение экскурсий может быть затруднено или невозможно.
Содержание программы представлено в таблице 6.
Таблица 6
|
Класс; тема |
Место и цель проведения экскурсии |
Наблюдения |
|
III класс Природа и мы |
1. Многообразие природы (маршрут выбирается с учетом возможности показа различных объектов живой и неживой природы) 2. Охрана природы (в лесопитомник, в ботанический сад, зоопарк, на зоологическую тропу и т.п.) |
Наблюдения за многообразием природы; за охраной природы; за влиянием человека на природу |
|
IV класс Сохраним природу своего края |
Природные сообщества родного края |
Наблюдения за природными сообществами и почвами родного края |
Организация проблемного обучения в средней школе
Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения. Однако возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятел ...
Предпосылки работы по орфографии в школе
В процессе формирования у учащихся орфографических умений и навыков необходимо опираться на психологические и методические предпосылки (условия), являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы. Большое значение в процессе обучения орфографии, как и во всех других сл ...
Практическое подтверждение наличия словотворчества, рассмотрение его механизмов
на конкретных примерах
Эксперимент представлен такими методиками как «Что это такое?», «Дай название картинке», а также систематизацией единиц словотворчества полученных в результате наблюдения и бесед с родителями Целью данного эксперимента является приведение доказательств того, что словотворчество присуще всем детям б ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.