Педагогика и образование » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников » Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Страница 7

При обработке полученных данных, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 9.

Таблица 9

Уровни развития наблюдательности

№ задания

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1.

0 человек

0%

13 человек

54,2%

11 человек

45,8%

2.

2 человека

8,3%

12 человек

50%

10 человек

41,7%

Результаты данного констатирующего эксперимента показали, что у учащихся 3 "Д" класса низкий уровень развитости наблюдательности.

Таким образом, исследование, проведенное с целью выявления состояния у учащихся начальных классов такого качества личности как наблюдательность, позволяет сделать определенные выводы.

В целом такое качество личности как наблюдательность у большинства учащихся 3 "Д" класса недостаточно развито.

Учащиеся анкетируемого класса показали слабую развитость наблюдательности (учащиеся разукрасили правильно не все части тела сороки или разукрасили части тела неверно; слабо развиты умения различать признаки высших и низших растений) в связи с недостаточным использованием экскурсий для развития наблюдательности.

На наш взгляд, основной причиной низкого уровня развитости наблюдательности детей является редкие и нерегулярные контакты с объектами живой природы.

Следующий этап педагогического исследования направлен на получение эмпирических подтверждений (или опровержений) целесообразности использования экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.

В связи с этим опытно-экспериментальным путем была проведена проверка выдвинутой гипотезы, в частности, ее положение о том, что систематическое проведение природоведческих экскурсий с использованием серии психолого-педагогических приемов окажут положительное влияние на развитие наблюдательности как качество личности младшего школьника.

Основной задачей обучающего эксперимента явилось состояние и апробирование в школе серии учебных природоведческих экскурсий с выполнением ряда заданий направленных на развитие наблюдательности.

Большое значение придавалось сочетанию методов обучения, таких как: наблюдение, беседа.

По программе Плешакова А.А. "Мир вокруг нас" 3 класс было проведено 10 уроков по основным разделам: "Что такое природа. Многообразие природы", "Изменения в природе под влиянием человека", "Круговорот воды в природе", "Разнообразие растений", "Разнообразие животных", "Размножение животных", "Кто что ест", "Охрана животных", "Великий круговорот жизни".

Соответственно темам уроков было проведено 4 экскурсии. Нами предлагаются разработки 2-х конспектов экскурсий (см. Приложение 2,3)

Фрагменты экскурсий, содержащие задания на развитие наблюдательности предлагаем по темам: "Что такое природа. Многообразие природы"; "Изменения в природе под влиянием человека".

Фрагмент экскурсии по теме "Что такое природа. Многообразие природы".

Цель: укрепить знания детей о живой и неживой природе.

Задачи:

1. обобщить знания детей о природе;

2. рассмотреть взаимосвязь в природе;

3. показать значение окружающей природы для человека.

Место проведения: Первомайский парк г. Благовещенска.

Ход экскурсии:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Изучение нового материала

- Мы с вами находимся в Первомайском парке и наша задача быть очень внимательными и понаблюдать за окружающей природой.

Оглянитесь вокруг, посмотрите на окружающую природу. Что вы видите?

Да, все это природа. Ее многообразие поражает и восхищает людей.

На какие две группы делится природа?

Оглянитесь вокруг и скажите, что относится к живой природе, а что к неживой.

Я сейчас буду загадывать загадки, а вы, отгадав ее, говорите к какой природе относится.

От цветка к цветку порхает

Утомится - отдыхает.

Бродит одиноко огненной око,

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает.

С ветки - на тропинку,

С травки - на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Вы смогли отличить живую и неживую природу. Чем отличается живая и неживая природа?

На какие царства делится живая природа?

Назовите и покажите царство растений.

Назовите царство животных.

Царство грибов.

Мы можем сказать, что в природе все взаимосвязано, а как расскажите мне.

Да совершенно верно, таким образом, живая природа взаимодействует с неживой природой.

Какое значение природа играет для людей?

Так какой вывод мы можем сделать?

Солнце, бабочки летают, деревья, трава.

На живую и неживую.

К неживой природе относятся: солнце, воздух, вода, полезные ископаемые. К живой природе относятся: человек, животные, растения, грибы, микроорганизмы.

Бабочка, относится к живой природе.

Солнце (дети показывают на солнце), относится к неживой природе.

Кузнечик, относится к живой природе.

Елка - живая природа.

Живые существа в отличии от неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают.

Царство растений, царство животных, царство грибов.

Трава; кустарники; деревья: береза, ель, сосна, клен и т.д.

Белка, бабочка, сорока, лев, тигр, медведь, суслик и т.д.

Все микроорганизмы, грибы: подберезовик, лисички, белый гриб и т.д.

Растениям необходимо тепло и свет, вода. Растения очищают воздух. Они служат животным пищей, а многие животные распространяют плоды и семена растений.

Природа дает людям древесину, хлопок, шерсть, лекарства и т.д.

Природа многообразна, в ней все взаимосвязано. Живая природа не может существовать без неживой природой, они взаимосвязаны. Природа имеет большое значение для человека.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Рейтинговая система контроля
В последние годы все большее распространение получает рейтинговая система контроля успешности обучения студентов, позволяет снять недостатки традиционной системы контроля или, по крайней мере, нейтрализовать некоторые из них. Она предназначена для организации учебно-воспитательного процесса на базе ...

Этапы развития детского рисунка
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий. Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случ ...

Создание зоны природы в дошкольном учреждении
Работа воспитателя по ознакомлению с природой детей подготовительной к школе группы направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономер ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.2763