Таким образом, анализ различных программ по курсу естествознания в начальной школе показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют сходную тематику. Тем не менее, наиболее обогащена экскурсионным движением и наблюдениями программа Клепининой З.А. "Природа и люди" и Поглазовой О.Т. "Окружающий мир" и самое минимальное содержание экскурсий и использование наблюдений в программе Вахрушева А.А. "Окружающий мир".
На современном этапе целью всех проанализированных программ по естествознанию является общее и специфическое развитие личности школьника. Эта цель определяет следующие задачи обучения:
формировать и развивать элементарные представления и первоначальные понятия об окружающей природе, об изменении и взаимосвязи ее компонентов, о природе как едином целом (на экскурсиях);
развивать положительные личностные качества: мышление, речь, наблюдательность, любознательность и творческие способности и т.д.;
совершенствовать теоретическую и практическую учебную деятельность (например, наблюдение, распознавание, исследование, обобщение, охрана природы и т.д.).
Для каждого класса в программах определены темы экскурсий с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале изучения курса природоведения - это в основном проведения наблюдения за явлениями природы. По мере накопления знаний тематика усложняется, изучаются взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и неживой природы, но при этом наблюдения в природе сохраняются.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что большое место в процессе преподавания природоведения в начальной школе отводится экскурсии.
Экскурсия - одна из форм организации учебной деятельности младших школьников. Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путём непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя.
Взаимоотношения человека с окружающим миром находятся в прямой зависимости от постоянной и исправной работы органов чувств. Процесс познания мира начинается с ощущений - человек должен с помощью органов чувств выделить предмет и сравнить его с другими.
Для младших школьников экскурсии всегда способствовали проявлению интереса, любознательности, эмоциональности. Они любят экскурсии, где приходится наблюдать за реальными процессами в окружающем мире. Находясь в природе, наблюдая природные объекты в естественных условиях, ребенок изучает то, что видит.
Экскурсии могут применяться и в начале рассмотрения нового блока вопросов (цель - заинтересовать учащихся) и при закреплении пройденных тем, и даже при изучении новых отдельных тем. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках.
Педагогическая эффективность наблюдений на экскурсиях существенно возрастает, если проводить их не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически. На экскурсиях у младших школьников формируются и развиваются умения и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, стимулируется любознательность .
Организуя наблюдения, учитель должен принимать во внимание следующие рекомендации:
Четко формулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.
Организовать условия для возможно более эффективного наблюдения.
Намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы, которые будут заданы во время последовательного рассматривания объекта, а также по ходу диалога с детьми.
Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы - слух, вкус, обоняние.
Основные функции, методы работы, документация, права и обязанности
школьного социального педагога
Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции: 1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; с ...
Цели и задачи воспитания личности в теории Макаренко
В своих литературно-педагогических произведениях А.С. Макаренко делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе, подчеркивая значение самоуправления воспитанников как решающего фактора воспитательного воздействия на детей. Много ...
Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения
Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовате ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.