Педагогика и образование » Аспекты инновационного развития высшего образования

Аспекты инновационного развития высшего образования

Страница 4

В декларации формулируется цель повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования, обеспечения её всемирной привлекательности.

Болонская декларация предусматривала реализацию следующих целей:

выдача единого европейского приложения к диплому об академической успеваемости выпускника, которое облегчит ему трудоустройство в любой стране;

переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура) с признанием степеней;

введение единой системы академических кредитов, схожих с системой ECTS (европейская система взаимозачёта кредитов);

содействие мобильности всех участников учебного процесса (не только студентов, но и преподавателей);

содействие европейскому сотрудничеству по обеспечению качества образования.

В Берлине в явном виде добавились ещё, по крайней мере, три цели: социальная сплочённость и ответственность вузов за её повышение, открытость Европы миру в целом. Растущее внимание уделяется проблеме обучения в течение всей жизни.

Россия подписала Болонскую декларацию на Берлинской конференции 18 сентября 2003 г. Это решение закрепило за Россией статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. Россия, взяв на себя обязательства по вхождению в единое образовательное пространство Европы, обязалась провести образовательную реформу и до 2010 г. реализовать основные принципы Болонского процесса. Здесь необходимо заметить, что Россия была единственной страной, подписавшей декларацию без выдвижения встречных требований.

Какие же плюсы и минусы получит Россия после реализации основных принципов Болонского процесса? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо рассмотреть реализацию всех принципов Болонского процесса с учётом российских реалий.

Согласно Болонской декларации систему высшего образования необходимо разделить на два уровня, чтобы студенты имели возможность получить высшее образование различного качества, с различным сроком обучения. Как уже говорилось выше, декларация предусматривает «бакалавриат» и «магистратуру». Позже на Берлинской конференции в 2003 г. было принято решение добавить третий уровень «докторантуру». По европейским меркам бакалавр – это, вне всякого сомнения, специалист с высшим образованием, и выпускники с данным дипломом трудоустраиваются как работники с высшим образованием. Срок обучения бакалавра в Европе 3 года, магистранта – 2 года. В России практика двухуровневого образования для некоторых вузов не нова, но большинство студентов продолжают обучение после окончания бакалавриата, в дальнейшем получая диплом специалиста или магистра. В рамках Болонского процесса предполагается сделать бакалавриат бесплатным, а магистратуру полностью платной, и, кроме того, поступление в неё будет осуществляться на конкурсной основе. В связи с этим возникает первая проблема – доступность более высокого уровня высшего образования. Студенты, обладающие высокими знаниями и способностями, но не обладающие достаточным количеством средств, вынуждены будут покинуть учебное заведение, и не смогут получить диплом «магистра», ограничив своё образование одним уровнем, в связи с этим общий уровень образованности значительно снизится.

Одновременно перед студентами станет проблема трудоустройства. Ведь, как показывает российская практика, работодатель не понимает, с каким уровнем подготовки придёт бакалавр и какие должности он может занимать. Таким образом, у большинства работодателей сложилось мнение, что «бакалавр» – это неоконченное высшее образование. В связи с этим необходимо более широко пропагандировать и разъяснять, кто же такой «бакалавр». Кроме того, повсеместное введение двухуровневой системы образования приведёт к значительному сокращению числа вузовских преподавателей.

Исключение в этом плане составят медицинские, оборонные, вузы культуры и искусства, которые продолжат подготовку студентов по направлению «специалист».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Эмпирический анализ ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
Настоящее эмпирическое исследование ставило целью изучить особенности системы ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений ...

Практическая работа социального педагога по поддержке семьи в условиях общеобразовательной школы
Практическая работа в сельской общеобразовательной школе с.Уткалево Белорецкого района по поддержке семьи проводилась в течении 5 недель, г ...

Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его с ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru