Педагогика и образование » Аспекты инновационного развития высшего образования

Аспекты инновационного развития высшего образования

Страница 5

Важным также остаётся вопрос о допустимости смены направления подготовки или специальности после получения диплома бакалавра. С одной стороны, именно такая возможность сделает российское высшее образование демократичным, но с другой – начнёт страдать качество образования.

Таким образом, европейская система высшего образования предлагает нам построение следующей модели российского образования: 3+2+3. Данная схема является наиболее распространённой в Европе. Однако для российских вузов, которые относительно давно используют степени, более привычно, что обучение бакалавра длится четыре года. это предполагает одногодичную магистратуру, так как суммарный срок обучения на магистра в Европе составляет 5 лет. Тогда возможно применение другой модели: 4+1+3. Но возникнет ещё одна проблема. При четырёхгодичном бакалавриате будет трудно обеспечивать мобильность с теми европейскими вузами, где студенты этого уровня учатся три года.

Чтобы создать единое образовательное пространство, необходимо разработать определённую систему сравнимости обучения в различных вузах, и не только российских. В рамках Болонского процесса механизмом, обеспечивающим прозрачность образования, становится введение ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система перезачётов результатов обучения). Она предполагает измерение и сравнение результатов обучения с последующим их переносом в другое учебное заведение. Данная система повлечёт за собой немало весьма серьёзных трудностей, но в то же время способствует мобильности студентов и решает проблему академического признания. С чем же столкнётся российское образование в связи с введением академических кредитов?

В России использование системы ECTS возможно на двух уровнях. Первый – это формальное введение системы зачётных кредитов. На этом уровне никаких изменений в организации учебного процесса не производится. А трудоёмкость освоения различных дисциплин, оцениваемая сегодня ГОС ВПО, пересчитывается в зачётные единицы.

Второй же уровень предполагает замену принятых в России академических часов на кредитные единицы. Данная система повлечёт за собой пересмотр нагрузки студентов, разработку новых учебных планов, программ обучения студентов, изменение механизма финансовых расчётов. В России была разработана методика расчёта трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах (Инструктивное письмо Министерства образования от 28.11.02 г. № 14-52-988ин/13). Вузы, использующие систему кредитных единиц, могут вносить изменения и корректировки с целью совершенствования предложенной методики.

В рамках Болонского процесса актуальность приобретает проблема академической мобильности студентов и преподавателей. Мобильность для некоторых российских вузов (в основном крупнейших) в принципе явление не новое. Так, в нескольких уральских вузах в конце 1990-х гг. реализовался совместный европейский проект по организации обменов «CHAIN-E» («Создание международной академической сети вузов в области экономического образования»). В процессе реализации проекта разрабатывались и использовались технологии практической организации студенческих обменов по системе ECTS. С позиций Болонского процесса главной целью мобильности является создание единого рынка труда в Европе, т.е. формирование пространственной мобильности, которая поможет студентам беспрепятственно перемещаться из одной страны в другую.

Но в данном случае возникает ряд проблем. Пространственная мобильность российских студентов очень ограничена. Это связано с социально-экономическим состоянием нашей страны, неравномерностью развития регионов и устойчивой тенденцией к миграции населения в Центральную часть России и на Юг.

Именно поэтому в российских условиях актуальным становится вопрос развития «вертикальной» мобильности. Она предполагает использование информационных технологий с ограниченным включением в образовательный процесс (например, применение дистанционных технологий, которые являются одним из перспективных направлений форм обучения, открывают принципиально новые возможности расширения сферы предоставления образовательных услуг и позволяют получить образование без отрыва от «дома»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Анализ программ по литературному чтению
Чтение является одним из разделов программы по литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ. Основные положения программы, как правило, изложены в «Объяснительной записке» и конкретно сформулированы в самой программе. Программой сформулированы основные задачи обучения чтению, а так ...

Воображение как психический процесс. Творческое воображение
Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно – на рубеже ХIX – XX вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вунд, Ф. Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изуч ...

Информационные технологии при изучении английского языка в средней школе
С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к сожалению, видеофильмы и компьютерные программы - это уже готовый продукт, выполненный кем-то другим и вызывающий ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0095