Педагогика и образование » Аспекты инновационного развития высшего образования

Аспекты инновационного развития высшего образования

Страница 2

Применительно к сфере высшего образования инновационный процесс можно рассматривать как комплексную деятельность, связанную с созданием, освоением, использованием и реализацией новых форм обучения, эффективных механизмов управления, новых образовательных продуктов и услуг и т.п.

В высшем образовании возникновение инноваций может произойти двумя способами: либо они возникают как специально спроектированные новшества, либо могут быть случайно открыты в порядке проявления преподавательской активности. В качестве образовательных инноваций можно рассматривать следующие: научно-практическое знание новизны, новые образовательные технологии обучения, проект эффективного инновационного образовательного комплекса. Инновациями в образовании считаются новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы.

В настоящее время существует достаточно большое количество классификаций инноваций в зависимости от различных классификационных признаков. В частности, П.Н. Завлин, А.В. Васильев определили следующие виды инноваций: в зависимости от области применения (управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.), в зависимости от этапов научно-технического прогресса (научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные), в зависимости от степени интенсивности («бум», равномерная, слабая, массовая), в зависимости от темпов осуществления инновации (быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные), в зависимости от масштабов инновации (трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие), в зависимости от результативности (высокая, низкая, средняя), в зависимости от эффективности (экономическая, социальная, экологическая, интегральная).

Согласно А.И. Пригожину выделяют следующие виды инноваций: по распространённости (единичные и диффузные), по месту в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие, продуктовые), по преемственности (заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения), по охвату ожидаемой доли рынка (локальные, системные, стратегические), по инновационному потенциалу и степени новизны (радикальные, комбинаторные, совершенствующие). Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что чем выше по рангу инновация, тем большие требования необходимо предъявлять к научно обоснованному управлению инновационным процессом.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа высших учебных заведений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведённого порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: разработка новых образовательных программ, внедрение интерактивных форм обучения, создание многоуровневых образовательных комплексов.

Развитие системы высшего образование не может осуществляться без постоянного освоения нововведений, связанных с реализацией инновационного процесса. Для осуществления эффективного управления процессом необходимо понять его. В связи с этим возникает необходимость в изучении его структуры и строения. В общем виде структуру образовательного инновационного процесса можно представить в виде схемы (рис. 1).

Обеспечение

финансирования

Проведение МИ

и осуществление

рекламы

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Понятие патриотизма и гражданственности
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмо ...

Характеристика словесной оценки
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анал ...

Общая характеристика методики изучения площади младшими школьниками
Методика формирования представлений о площади фигуры строится в соответствии с общей методикой формирования представлений о величинах. При этом изучение понятия площади проводится с опорой на привычные для детей представления о том, что каждая фигура занимает определенное - большее или меньшее – ме ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0287