Профессии повара, кондитера и парикмахера относятся к группе «человек - художественный образ», так как эта деятельность связана не посредничеством, а прежде всего с созиданием нового. Однако в работе парикмахера общение с клиентом играет чрезвычайно важную роль! Что касается поваров, то им часто приходится стоять на раздаче, непосредственно обслуживая клиентов, а повара высоких разрядов должны уметь работать прямо в зале, на глазах у публики которая следит за их «показательными выступлениями». Кроме того, все они должны уметь работать в команде, а это тоже общение.
В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей, определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос «что делать?» распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):
Гностические профессии (от др. греч. «гнозис» - знание). Примеры в типе «Человек – природа»: контролер –приемщик фруктов, дегустатор чая. В типе «Человек – техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер – диагност сельскохозяйственной техники. В типе «Человек – человек»: судебно – медицинский эксперт, врачебно – трудовой эксперт, социолог. В типе «Человек – знаковая система»: корректор типографии, бухгалтер – ревизор. В типе «Человек – художественный образ»: искусствовед, театровед;
Преобразующие профессии. Примеры в типе «Человек – природа»: мастер – плодовоовощевод, мастер – животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер. В типе «Человек – человек»: учитель, педагог – тренер, мастер производственного обучения, инженер – педагог, психолог – практик, экскурсовод. В типе «Человек – знак»: чертежник – картограф, машинистка – стенографистка, бухгалтер. В типе «Человек – художественный образ»: цветовод – декоратор, художник – оформитель;
Изыскательные профессии. Примеры в типе «Человек – природа»: летчик – наблюдатель рыбного хозяйства, летчик – наблюдатель лесного хозяйства, биолог – исследователь. В типе «Человек – техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер – конструктор. В типе «Человек – человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли, агент по снабжению. В типе «Человек – знак»: программист, математик. В типе «Человек – художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.
Здесь границы между подразделениями классификации также могут быть размыты. Отнесение профессии к тому или иному классу – результат экспертной оценки, а не использования единственно верного «аршина», измерителя, поскольку в данном случае цель – минимально упорядочить сложные объекты, чтобы их множество сделать удобоообразимым.
Очень часто секрет профессионального успеха или неуспеха коренится в недооценке внутренних функциональных средств деятельности, в недостаточном владении ими. А они есть в каждом виде профессионального труда. Даже подметая улицу, важно иметь не только метлу, но и ориентировку в том, откуда дует ветер, иначе продуктом работы будет зрелище клубов пыли, а не чистота; мысленная схема ориентировки в обстановке – одно из важных средств любого труда.
Анализ системы формирования учебных планов
вузов
Высшая школа как объект управления представляет собой двухуровневую иерархическую систему: Министерство образования и науки – вуз (см. рис. 1.1). Верхний уровень иерархии решает задачи соответствия выпускаемых высшей школой специалистов структуре и объему общественных потребностей. Оно определяет с ...
Лексическое развитие ребенка в
онтогенезе
Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет, свидетельствует: 0 -1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения к ...
Этапы формирования грамматических навыков
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. 1. Подготовительный этап - ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого пере ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.