Педагогика и образование » Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства » Педагогические принципы театральной педагогики

Педагогические принципы театральной педагогики

Страница 9

Воспитание эстетической оценки средствами искусства — многоаспектная проблема, решение которой требует комплексного подхода, разработки психолого-педагогических предпосылок формирования личности с определенной эстетической активностью. Эстетическое отношение к искусству, его эмоциональную оценку определяет не только произведение искусства, но и социальная среда, развитие личности, ее жизненный опыт Эстетическое отношение ребенка к театру — процесс двусторонний: не только театральное искусство действует на зрителя, но и эстетическая активность самого зрителя имеет большое значение.

Воздействие художественного произведения на ребенка во многом определяется его способностью вникнуть в увиденное. Следовательно, чтобы сформировать правильное эстетическое отношение к искусству у младшего школьника, нужно прежде всего направить внимание на развитие эмоциональной активности ребенка в восприятии художественного произведения

Рассматривая вопрос взаимоотношения театра и юного зрителя, необходимо подчеркнуть его диалектический характер. При этом оценочное отношение у каждого зрителя разное. Оно определяется не только возрастными особенностями, но и общим эстетическим образованием, личностными качествами. Формирование эстетического отношения к действительности подразумевает развитие эмоционально-оценочной активности личности, максимальное выявление ее возможностей. Для этого нужно, чтобы уже в младшем возрасте школьник мог воспринять и осознать форму и содержание в целостности, обратив внимание и на средства художественного изображения спектакля

Как показывают исследования и опыт, младший школьник эмоционально откликается на художественно полноценный спектакль, у него уже складываются первоначальные эстетические представления и оценки, некоторые элементы зрительской культуры. Но оценивая спектакль, учащийся прежде всего следит за содержанием произведения и оставляет незамеченными средства художественного изображения. Следовательно, в спектакле, синтезирующим три вида искусства (литература, музыка, живопись), предпочтение отдается содержанию литературного произведения, пьесы. По мнению Д. Узнадзе, ребенок выявляет сравнительно рано правильное эстетическое отношение к литературе, и уже в младшем школьном возрасте он способен отличать высокохудожественное произведение.

Уже в младшем школьном возрасте ребенок имеет способность эстетически воспринять музыкальное произведение и. несмотря на тормозящее воздействие предметно-содержательного момента, в процессе правильного педагогического руководства учащемуся удается эстетически оценить художественное произведение. Особое значение в этом направлении имеют мероприятия, которые проводят семья и школа.

Способность восприятия музыки, изобразительного искусства, которую проявляют учащиеся младшего школьного возраста, создает реальные условия для воспитания эстетической оценки в I—IV классах средствами детского театра. Обще эстетическое образование во многом помогает развить у ребенка способность к эстетической и оценке спектакля, сформировать его нравственную активность. Поэтому следует систематически знакомить детей с наилучшими образцами художественной литературы, музыки и живописи. С этой точки зрения особой значение придается предметам эстетического цикла, преподаванию родной речи, музыки и изобразительного искусства в школе.

Общее эстетическое образование учащихся лучше всего начать с литературы. Чтение на уроках родной речи расширяет знанья учащихся, обогащает их лексический запас, развивает устную и письменную речь. Работа над литературными текстами готовит детей к восприятию художественного произведения, они наблюдают за характерами героев, за средствами художественного выражения. Так, у учащихся младших классов развивается способность к осознанию литературного произведения в единстве его содержания и формы, к его эстетической оценке. В свою очередь систематическое посещение театра, обсуждение просмотренных спектаклей способствуют правильному эстетическому восприятию художественного произведения. После спектакля у учащихся часто возникает желание прочитать литературное произведение, на основе которого была создана пьеса. В педагогической практике опытный учитель уже в I классе, сразу посте изучения азбуки, направляет свое внимание на общее эстетическое воспитание. Дети читают сказки, маленькие рассказы, стихи, рассуждают о прочитанном, спорят. Так у них вырабатывается способность к восприятию и других видов искусства, развивается интерес, потребность в получении новых впечатлений. Это и становятся залогом их художественного образования.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Типы школ
К середине ХХ в. во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на то, что типы школ различны и свое ...

Принципы и особенности организации культурно-досуговой деятельности детей
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей также развивается по своим законам, принципам, теоретически ...

Мышление как психологическая категория
Мыслительная деятельность ребенка младшего школьного возраста зависит от его психологической готовности к мышлению. Прежде, чем рассматрива ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru