Воспитание эстетической оценки средствами искусства — многоаспектная проблема, решение которой требует комплексного подхода, разработки психолого-педагогических предпосылок формирования личности с определенной эстетической активностью. Эстетическое отношение к искусству, его эмоциональную оценку определяет не только произведение искусства, но и социальная среда, развитие личности, ее жизненный опыт Эстетическое отношение ребенка к театру — процесс двусторонний: не только театральное искусство действует на зрителя, но и эстетическая активность самого зрителя имеет большое значение.
Воздействие художественного произведения на ребенка во многом определяется его способностью вникнуть в увиденное. Следовательно, чтобы сформировать правильное эстетическое отношение к искусству у младшего школьника, нужно прежде всего направить внимание на развитие эмоциональной активности ребенка в восприятии художественного произведения
Рассматривая вопрос взаимоотношения театра и юного зрителя, необходимо подчеркнуть его диалектический характер. При этом оценочное отношение у каждого зрителя разное. Оно определяется не только возрастными особенностями, но и общим эстетическим образованием, личностными качествами. Формирование эстетического отношения к действительности подразумевает развитие эмоционально-оценочной активности личности, максимальное выявление ее возможностей. Для этого нужно, чтобы уже в младшем возрасте школьник мог воспринять и осознать форму и содержание в целостности, обратив внимание и на средства художественного изображения спектакля
Как показывают исследования и опыт, младший школьник эмоционально откликается на художественно полноценный спектакль, у него уже складываются первоначальные эстетические представления и оценки, некоторые элементы зрительской культуры. Но оценивая спектакль, учащийся прежде всего следит за содержанием произведения и оставляет незамеченными средства художественного изображения. Следовательно, в спектакле, синтезирующим три вида искусства (литература, музыка, живопись), предпочтение отдается содержанию литературного произведения, пьесы. По мнению Д. Узнадзе, ребенок выявляет сравнительно рано правильное эстетическое отношение к литературе, и уже в младшем школьном возрасте он способен отличать высокохудожественное произведение.
Уже в младшем школьном возрасте ребенок имеет способность эстетически воспринять музыкальное произведение и. несмотря на тормозящее воздействие предметно-содержательного момента, в процессе правильного педагогического руководства учащемуся удается эстетически оценить художественное произведение. Особое значение в этом направлении имеют мероприятия, которые проводят семья и школа.
Способность восприятия музыки, изобразительного искусства, которую проявляют учащиеся младшего школьного возраста, создает реальные условия для воспитания эстетической оценки в I—IV классах средствами детского театра. Обще эстетическое образование во многом помогает развить у ребенка способность к эстетической и оценке спектакля, сформировать его нравственную активность. Поэтому следует систематически знакомить детей с наилучшими образцами художественной литературы, музыки и живописи. С этой точки зрения особой значение придается предметам эстетического цикла, преподаванию родной речи, музыки и изобразительного искусства в школе.
Общее эстетическое образование учащихся лучше всего начать с литературы. Чтение на уроках родной речи расширяет знанья учащихся, обогащает их лексический запас, развивает устную и письменную речь. Работа над литературными текстами готовит детей к восприятию художественного произведения, они наблюдают за характерами героев, за средствами художественного выражения. Так, у учащихся младших классов развивается способность к осознанию литературного произведения в единстве его содержания и формы, к его эстетической оценке. В свою очередь систематическое посещение театра, обсуждение просмотренных спектаклей способствуют правильному эстетическому восприятию художественного произведения. После спектакля у учащихся часто возникает желание прочитать литературное произведение, на основе которого была создана пьеса. В педагогической практике опытный учитель уже в I классе, сразу посте изучения азбуки, направляет свое внимание на общее эстетическое воспитание. Дети читают сказки, маленькие рассказы, стихи, рассуждают о прочитанном, спорят. Так у них вырабатывается способность к восприятию и других видов искусства, развивается интерес, потребность в получении новых впечатлений. Это и становятся залогом их художественного образования.
Сущность педагогического взаимодействия
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимопринятие, поддержк ...
Условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста
Эффективности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: целенаправленное формирование самостоятельности в семье с учетом уровня развития этого качества у ребенка; сотрудничество ДОУ и семьи с целью повышения уровня са ...
Проверка и оценка результатов обучения
Проверка и оценка результатов обучения - это обязательный компонент процесса обучения. Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимся уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Условным отражением оценки результ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.