Таблица 2.3 – Какие законы физики изучили
Название закона |
О чем он |
Кто и когда открыл его |
Как читается закон |
Математическая запись (формула) |
Что можно сделать, зная этот закон |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
Таблица 2.4 – Какие измерительные приборы описаны в учебнике
Название прибора |
Для чего предназначен прибор |
Какие физические явления использованы в конструкции или в работе |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 |
Ø Анализ в ходе постановки эксперимента
Задание 1. Найти в демонстрационной установке и указать: а) ее главные узлы; б) источники изменений состояний; в) индикаторы изменений, т.е. приборы или приспособления, которые позволяют обнаружить происходящие перемены.
Задание 2. Выделить по ходу демонстрации или проведенного лично опыта: а) причину события и следствие; б) этапы процесса; в) условия его протекания; г) серию результатов, полученных при одних условиях, при других условиях и т.п.
Ø Анализ при работе с задачами
Задание 1. Прочитайте условие и назовите содержащийся в нем: а) факт; б) причину; в) следствие; г) скрытую информацию; д) дополнительные сведения.
Задание 2. Разберите условие задачи, выделив в нем: а) тела, участвующие в процессе; б) сами эти процессы или события; в) что произошло с каждым телом.
Синтезом называется обратный анализу процесс мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов.
Если синтез – очень распространенная операция, ей учащихся нужно учить. Как? Дать алгоритм действий и предлагать разные задания. Перечислим их, идя от простых практических к более сложным – мыслительным.
Алгоритм выполнения синтеза
1. Выяснить, что надо получить в результате операции.
Например: установку для опыта, собранную из разных узлов и деталей
2. Решить: что будет входить в состав.
3. Найти и собрать вместе все необходимые предметы (например: узлы).
4. Решить, что и каким образом их будет объединять в единое целое.
5. Составить краткий рассказ (информацию) о сделанном объекте, указав а) его название, б) назначение, в) состав, г) принцип объединения.
На первых порах можно не предлагать к выполнению шаг 4.
Задания для выполнения синтеза
Задание 1. Подобрать книги и статьи по какой-то теме и оформить выставку, дав ей образное название.
Задание 2. Сделать таблицу примеров проявления какого-то явления.
Примеры ученики подбирают сами, названия им придумывают. Например:
Таблица 2.5 – «… (название явления) – всюду» (Например, «Инерция – всюду»)
Пример |
К какой области относится | |
1 |
Природа | |
2 |
Быт | |
3 |
Транспорт |
Развитие творческого воображения и формирование
способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
Изучая особенности смыслообразования психолог В.К. Вилюнас обнаружил что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма ‑ это осознание обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная & ...
Особенности восприятия поэзии и понимания
её детьми старшего дошкольного возраста
Художественный образ восприятия произведений литературы имеет субъективно-объективную природу. Он объективен в том смысле, что все необходимое для понимания уже сделано автором, вмонтировано в художественную ткань вещи. Существует «объективность» текста литературного произведения, музыкальной культ ...
Методика формирований понятий и законов
Рассмотрим кратко методику преподавания основных вопросов темы. Электрический заряд - одно из самых сложных для учащихся физических понятий. К нему подводят учащихся на основе опытов по электризации тел. В настоящее время имеется много материалов, с которыми опыты по электризации получаются очень х ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.