Педагогика и образование » Формирование у учащихся системного стиля мышления при изучении физики » Приёмы формирования основных мыслительных операций

Приёмы формирования основных мыслительных операций

Страница 6

2.Сравнение свойств и выделение общих

Общее в строении: состоят из атомов и молекул.

Общие свойства: передают производимое на них давление, при нагревании расширяются

3.Формирование вывода.

Металлы, жидкости и газы объединяют строение из атомов и молекул, а также два свойства: передавать производимое на них давление и расширяться при нагревании.

Этапы обучения обобщению

1 этап – провести информацию об этой умственной операции, т.е. рассказать, в чем она заключается.

Для осознания учащимися ее суть полезно напомнить, что такое алгоритмическое предписание – алгоритм. Это общее правило определенного типа действий, независимо от их конкретного содержания, т.е. свод обобщенных указаний.

Сообщить алгоритм, разъяснить его, проиллюстрировать примеров

2 этап – дать несколько несложных заданий на проведение этой операции. Например, такого типа.

Типы заданий

Задание 1. Дан ряд приборов: линейка, сантиметр, мензурка, весы, барометр и др. Предлагается найти их общие качества.

Задание 2. Дано несколько задач на нахождение пройденного пути телом, но таких, в которых физическая суть «упакована» в разный сюжет. Нужно найти то, что объединяет эти задачи: их общее качество.

Задание 3. По таблице из учебника или справочника физических величин определить группу тугоплавких металлов и назвать общее свойство этих веществ.

Классификация – это деление совокупности (людей, объектов, свойств, явлений, процессов) по какому-либо признаку или признакам на группы.

Классифицировать можно по одному, двум, трем и более признакам.

Классификация по одному признаку

Рассмотрим вначале этот случай.

Пример. Даны несколько веществ и материалов: дерево, сталь, вода, медь, пластмасса, песок, соль. Разделите их на две группы: в одну включите те вещества, у которых плотность равна или меньше 1, в другую – у которой плотность больше 1.

Рекомендуем воспользоваться следующим алгоритмом.

Алгоритм действий-1

1.Определите, что именно надо расклассифицировать.

2.Узнайте или выберите признак, на основе которого нужно сделать классификацию.

Указание. Признаком могут быть форма, объем, плотность, температура плавления, электрическое сопротивление и другие параметры.

3. Посмотрите, есть ли у предложенных объектов или явлений этот признак, и отберите в одну группу те, у которых он налицо, а в другую – те, у которых он отсутствует.

4. Сформулируйте вывод.

Классификация по двум признакам

Вариант 1: классификацию проводят так, чтобы в одной группе были объекты, обладающие одним признаком, в другой – объекты, обладающие другим признаком; в третью группу помещают все остальные объекты.

Вариант 2: классификацию ведут так, чтобы объекты, помещенные в первую группу, обладали обоими признаками одновременно; остальные объекты образуют вторую группу.

Пример. Для определения по графикам движений автомашин – победителей в автогонках на определенном этапе трассы (рисунок 2.1) нужно выделить машины, которые двигались с положительным ускорением и без замедлений.

Рисунок 2.1 – Графики движения автомашин – победителей в автогонках

Решение. Эта задача на классификацию по двум признакам (вариант 2). Используем следующий алгоритм.

Алгоритм действия-2

1.Классифицировать нужно движения.

2.Выделяем признаки классификации: первый – наличие ускорения, второй – отсутствие замедлений.

3. Ускоренно на каких-то этапах двигались машины (1, 2,4–6, причем 1 и 5 перемещались с переменным ускорением, а 6-с постоянным; машины 2, 4 имели замедление (уменьшение скорости).

5. Вывод. Условию удовлетворяли движения машин 1, 5, 6.

Классификация по трем признакам

Здесь возможны тоже два варианта.

Вариант 1: группируют объекты так, чтобы в первой группе были объекты, которым присущ первый признак, во второй – объекты со вторым признаком, в третьей – с третьим.

Вариант 2: группировку выполняют таким образом, чтобы в одной группе собрать объекты, обладающие всеми признаками.

Алгоритм действий-3

1.Определите, что именно надо классифицировать.

2.Узнайте или выберите признаки для классификации.

3.«Возьмите» первый признак и посмотрите, какие из объектов обладают им. Образуйте из этих объектов группу №1.

4.«Возьмите» второй признак и посмотрите, какие из оставшихся объектов обладают этим признаком. Составьте из них группу №2.

5.«Возьмите» третий признак и установите, каким из оставшихся после шагов 3 и 4 объектам присущ этот признак. Образуйте из этих объектов группу №3.

6.Оставшиеся объекты, если они будут, поместите в группу №4.

7.Сделайте вывод.

Типы заданий, развивающих умения вести классификацию

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору н ...

Развитие самостоятельности в процессе обучения
Сегодня общепризнано, что статус и авторитет личности в значительной степени определяются уровнем сформированности интеллектуальной сферы, ...

Особенности воспитание самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru