Следующая таблица содержит главную информацию об экспериментальных установках.
Таблица 2.9 – Установка для регистрации экспериментальных частиц
Название устройства |
Принцип действия |
Схема или рисунок |
Что наблюдается |
Регистрируемые частицы |
Фотоэмульсионные пластинки | ||||
Спинтарископ | ||||
Камера Вильсона | ||||
Пузырьковая камера | ||||
Газоразрядный счетчик | ||||
Ионизационная камера |
При составлении подобных таблиц учащиеся выполняют анализ, а затем синтез, получая целостную картину из многих разрозненных фактов. Еще раз обратиться к умственной операции «синтез» можно, если предложить «озвучить» получившуюся таблицу: рассказать о ее содержании.
Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений.
Сравнивая явления друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определенных отношениях, их тождество или противоположность. Например, низкий или высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.
Рекомендации о том, что можно и нельзя сравнивать
Можно сравнивать:
- объекты, величины, условия, явления;
- тела и процессы одного типа, природы или характера (Например, строение жидкости и газа). Если они разной природы, то проводят сравнение по аналогии (Например, совпадают записи закона всемирного тяготения и закона Кулона для электрических зарядов
);
- одни и те же объекты или свойства в разных условиях (Например, объем тела при комнатной температуре и 100ºС);
- различные объекты или явления в одинаковых внешних условиях (Например, теплопроводности при 20ºС металла и воздуха);
- тела, факты, явления по одному, двум или нескольким признакам;
- по признакам главным (существенным) и второстепенным (несущественным).
Нельзя сравнивать:
- несопоставимое, например «Давление и закон Ома», «Массу и силу Ампера» и др.
Что нужно сделать, чтобы провести сравнение
Требуется выполнить следующее.
Алгоритм действий
Алгоритм – это набор правил или шагов, позволяющих четко решить задачу или выполнить требуемое.
1. Получить или самому выбрать объект, т.е. решить, что именно надо сравнить.
2. Определить признаки (свойства), по которым будет вестись сопоставление объектов.
3. Выяснить, каким конкретно будет каждый признак у каждого объекта.
4. Выделить одинаковые (общие) признаки у сравниваемых объектов и разные
5. Подумать, как будут записаны результаты сравнения, чтобы они были наглядными.
Если вдумываться в смысл шагов, образующих этот алгоритм, то станет ясно, что мыслительная операция «сравнение» не простая, а сложная. Она состоит из анализа, заключающегося в выделении нужных признаков у каждого объекта, и сопоставления однородных признаков, присущих объектам.
Типы заданий, направленных на развитие умения сравнивать
Задание 1. Сравните
- изложение одного и того же материала в параграфах разных учебников;
- свое решение задачи с эталонным;
- разные приборы одного назначения;
- формулы, описывающие сходные явления и др.
Задание 2. Ответьте на вопрос: «Чем отличается…?»
Специфика формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного
возраста
Сущность системы нравственного воспитания заключается в том, что в центре находится личность и индивидуальность ребенка, совершающая долгий и сложный путь внутреннего содержательного художественно-эстетического и нравственного становления. Нравственное и эстетическое воспитание должно осуществлятьс ...
Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста
в психолого-педагогической и методической литературе.
Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек. С давних времен мальчиков и девочек воспитывали по-разному. Мальчиков воспитывали в духе воинов, защитников , бойцов, девочек как будущую мать, хранительницу семейного очага, Так и сейчас мальчики и девочки ведут себя по-ра ...
Принципы ученического самоуправления
Под принципами деятельности мы понимаем те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления. Теория социального управления насч ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.