Следующая таблица содержит главную информацию об экспериментальных установках.
Таблица 2.9 – Установка для регистрации экспериментальных частиц
Название устройства |
Принцип действия |
Схема или рисунок |
Что наблюдается |
Регистрируемые частицы |
Фотоэмульсионные пластинки | ||||
Спинтарископ | ||||
Камера Вильсона | ||||
Пузырьковая камера | ||||
Газоразрядный счетчик | ||||
Ионизационная камера |
При составлении подобных таблиц учащиеся выполняют анализ, а затем синтез, получая целостную картину из многих разрозненных фактов. Еще раз обратиться к умственной операции «синтез» можно, если предложить «озвучить» получившуюся таблицу: рассказать о ее содержании.
Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений.
Сравнивая явления друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определенных отношениях, их тождество или противоположность. Например, низкий или высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.
Рекомендации о том, что можно и нельзя сравнивать
Можно сравнивать:
- объекты, величины, условия, явления;
- тела и процессы одного типа, природы или характера (Например, строение жидкости и газа). Если они разной природы, то проводят сравнение по аналогии (Например, совпадают записи закона всемирного тяготения и закона Кулона для электрических зарядов
);
- одни и те же объекты или свойства в разных условиях (Например, объем тела при комнатной температуре и 100ºС);
- различные объекты или явления в одинаковых внешних условиях (Например, теплопроводности при 20ºС металла и воздуха);
- тела, факты, явления по одному, двум или нескольким признакам;
- по признакам главным (существенным) и второстепенным (несущественным).
Нельзя сравнивать:
- несопоставимое, например «Давление и закон Ома», «Массу и силу Ампера» и др.
Что нужно сделать, чтобы провести сравнение
Требуется выполнить следующее.
Алгоритм действий
Алгоритм – это набор правил или шагов, позволяющих четко решить задачу или выполнить требуемое.
1. Получить или самому выбрать объект, т.е. решить, что именно надо сравнить.
2. Определить признаки (свойства), по которым будет вестись сопоставление объектов.
3. Выяснить, каким конкретно будет каждый признак у каждого объекта.
4. Выделить одинаковые (общие) признаки у сравниваемых объектов и разные
5. Подумать, как будут записаны результаты сравнения, чтобы они были наглядными.
Если вдумываться в смысл шагов, образующих этот алгоритм, то станет ясно, что мыслительная операция «сравнение» не простая, а сложная. Она состоит из анализа, заключающегося в выделении нужных признаков у каждого объекта, и сопоставления однородных признаков, присущих объектам.
Типы заданий, направленных на развитие умения сравнивать
Задание 1. Сравните
- изложение одного и того же материала в параграфах разных учебников;
- свое решение задачи с эталонным;
- разные приборы одного назначения;
- формулы, описывающие сходные явления и др.
Задание 2. Ответьте на вопрос: «Чем отличается…?»
Содержание и научно-методический анализ учебного материала. Блок-схема.
Основные понятия и законы. Место и роль темы в курсе физики
Тема "Основы электродинамики" занимает важнейшее место в курсе физики, на ее изучение отводится 30% от общего времени. Основы закладываются в основной школе в 8 классе. От уровня усвоения темы зависит ее дальнейшее понимание при последующем изучении, в 10 или 11 классе, в зависимости от в ...
Дифференцированное обучение и его классификация
Происходящие в стране политические, социально-культурные, духовные и экономические перемены приводят к тому, что общество постепенно начинает признавать индивидуальные проявления личности как значимые. Педагогическая наука и практика также переходят от модели унифицированного общественно-ориентиров ...
Выявление уровня сформированности экологических знаний у учащихся четвертых
классов
Целью исследования является экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы: Констатирующий эксперимент. Цель - выяснить состояние проблемы формирования экологических знаний в контрольном и экспериментальном классах; опр ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.