Наше быстро развивающееся социальное общество предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к такой области как дополнительное образование, а значит, и к педагогике. Это обуславливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию изучаемых педагогических явлений.
Среди понятий такого рода находится «социально-педагогический потенциал» – понятие, еще не получившее, своего исчерпывающего анализа.
Несколько слов о самом понятии.
Потенциал – возможности («энергия»), присущие изучаемому объекту, исходя из его внутренних, сущностных характеристик, для реализации своих объективных функций (предназначений), всех или их части, при наличие необходимых (благоприятных для этого) условий.
Потенциал – (от лат. potentia – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области.
Под социально-педагогическим потенциалом учреждения дополнительного образования понимаются возможности, присущие УДО как явлению, для реализации своих важнейших функций, и, прежде всего, – воспитания в широком смысле этого понятия и социализации личности подростка.
Эти возможности, коренятся в сущности УДО как социально-педагогического явления.
Среди составляющих сущностной характеристики УДО как социально-педагогического явления выделим следующие:
Во-первых, любое УДО относится к видам социальных движений, в данном случае защищающим интересы и реализующим потребности детей как особой социальной группы населения.
Во-вторых, УДО представляет из себя форму общественной активности детей.
В третьих, оно является важным средством для решения задач развития и социального становления подрастающего поколения юных граждан.
Социально-педагогические возможности УДО тесно связаны с конкретно исторически и социально обусловленной системой ценностей, которая лежит в его основе. В этой системе ценностей следует выделить: гуманизм, патриотизм, гражданственность, созидательность, природосообразность, самодеятельность.
Социально-педагогические возможности УДО отражаются в таких категориях, как: системы деятельности, основы взаимоотношений и принципы жизнедеятельности.
Образовательный процесс УДО направлен на конкретного ребенка, его интересы, возможности, с опорой на определенную степень развития тех или иных проявлений индивидуальности. Совершенствование содержания дополнительного образования ориентировано на:
– динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;
– стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и удовлетворению духовных потребностей;
– активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;
– обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельной оценкой им тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;
– новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладению специализированными языками наук в малых группах юных исследователей;
– преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания ребят и развития всего многообразия форм их жизнедеятельности.
В этой связи учреждения дополнительного образования обладают несомненным социально-педагогическим потенциалом, так как никогда не теряли традиций рассматривать человека как центр своей воспитательной деятельности. Смыслом воспитания в УДО остается развитие у человека имеющихся задатков, способностей, интересов, духовных потребностей, представляющих социальную ценность.
Индивидуально-дифференцированный подход на основе физической
подготовленности
В систему индивидуальной работ работы с детьми в процессе их физического воспитания включается также учет особенностей физической подготовленности ребенка. По характеру физической подготовленности, дошкольников условно можно разделить на три группы - дети с высокими, средними и низкими показателями ...
Понятие об афазии
По определению Т. Б. Филичевой, афазия (от греч. а – частица, означающая отрицание, и phasis – речь) – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. В. И. Селиверстов дает более полное определение: "Афазия – это полная или частичная утрата речи, об ...
Нововведения в преподавании иностранных языков
На пути к новой парадигме образования, кардинальные изменения, которые происходят в последнеее время, толкают на коренные изменения, являющиеся частью процесса обновления системы образования в зарубежных странах. Они направлены на переход к гуманно-инновационному образованию нового вида, его конкур ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.