Во-вторых, современное общество, будучи заинтересованным, в воспитании полноценного, здорового физически и нравственно поколения, должно передать ему определенное количество навыков и сведений, минимально необходимых для жизнедеятельности в обществе: обучить языку, грамоте, счету, навыкам обращения с распространенными устройствами и механизмами (телефон, транспорт, компьютер и т.д.), традициям общества, его морали.
В-третьих, в структуре содержания дополнительного образования должны присутствовать компоненты, направленные на развитие личностных качеств детей и подростков.
В-четвертых, современное общество должно быть заинтересовано в своем дальнейшем развитии и, следовательно, в том, чтобы дать каждому члену общества возможность продолжать свое образование.
Наконец, одна из важнейших социально-педагогических функций дополнительного образования исследуемого ЦДТ – дать воспитанникам равные стартовые условия для дальнейшего применения своих знаний и навыков.
Можно выделить принципы, которые способствуют реализации социально-педагогического потенциала:
Принцип вариативности: право на выбор добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимой системой дополнительного образования;
Принцип либеральности: право учащихся развивать свои способности в согласии с природой их развития, а не вопреки ей;
Принцип непрерывности: право на непрерывный творческий рост в системе различных подразделений дополнительного образования;
Принцип целостности: право приобретения целостного представления о процессах и явлениях, изучаемых дополнительно;
Принцип социокультурных связей: право на широкое освоение внешней социокультурной среды;
Принцип успешности: право, гарантирующее возможность каждого на успех;
Принцип системности: право, гарантирующее получение общей культуры как на уровне федерального, так и на уровнях регионального и школьного образовательного пространства;
Принцип программности: право, определяющее возможность получать дополнительное образование в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов учащихся;
Принцип оптимизации: право использовать потенциал дополнительного образования за счёт углубления, расширения и применения школьных знаний;
Принцип самоуправляемости: право на самоорганизацию и самопознание, на самореализацию и самоопределение;
Принцип функциональности: право обеспечивающее возможность ребенку реализовать свои социальные функции;
Принцип компетентности: право приобретения знаний, помогающих ориентироваться в мире культуры, в мире профессий, в мире аксиологических проблем и т.п.;
Принцип сотрудничества: право ребенка выступать в качестве субъекта целеполагания, т.е. право решать проблему с двух сторон – и взрослыми, и детьми;
Принцип инновационности: право на активный инновационный поиск ребенком варианта «Своего» образования и педагога дополнительного образования;
Принцип комфортности: право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях;
Принцип заинтересованности: право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интенсивной атмосфере;
Принцип адекватности: право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько хочет и может усвоить ребенок;
Принцип коммуникативности: право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
Принцип адаптивности: право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества;
Принцип рекреативности: право ребенка на отдых, игру и развлечения. [66]
Методика исследования влияния профориентационных игр
на профессиональное самоопределение школьников
Педагогический эксперимент по проверке эффективности влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников проводился в МОУ СОШ № 32 г. Магнитогорска. Для реализации условий по повышению эффективности профориентации учащихся и проведению эксперимента были выбраны два класса ...
Организация взаимодействия с подростками
Основные способы взаимодействия с подростками состоят в том, чтобы анализировать и осмысливать вместе с ним поступки и происходящие события, предоставлять им возможность самостоятельных выборов и решений, побуждать их к самоанализу, самоконтролю, управлению своим поведением. Такие взаимоотношения о ...
Актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого в
контексте воспитательной работы с младшими школьниками
Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и как в них следует воспитывать и учить детей, Л.Н. Толстой изложил еще в своих первых статьях, опубликованных в 1859—1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.