Высказывая мнение об образовательных услугах ЦДТ, более половины опрошенных родителей заявили, что хотели бы обучать детей в спортивных секциях и художественных студиях; более трети – в студиях прикладного профиля; 10% – в коллективах с эколого-биологической направленностью.
В ходе исследования была предпринята попытка уточнить требования родителей к нравственному воспитанию их детей в ЦДТ. 1 место занимает необходимость формирования такого нравственного качества, как культура общения (видимо многим семьям не удается в должной мере сформировать это качество у детей). Более 2/3 родителей заинтересованы в формировании у детей трудолюбия. Также значительная часть родителей считает, что на занятиях в студиях в большей мере, чем в семье, воспитывается самостоятельность, ответственность.
Предлагаем внедрение и апробацию программы работы с родителями учащихся «Я и семья», которая отличается от других программ, реализуемых в условиях УДО, гибкостью и адресностью, тем, что основывается на результатах диагностики взаимоотношений родителей и детей, совместном планировании воспитательного процесса с учетом общих интересов, потребностей.
Задачи организации взаимодействия:
формирование активной педагогической позиции родителей;
вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия предполагает:
изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию детей;
группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания детей;
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Взаимодействие начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ребенка позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
Изучение семьи – дело тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Важно соблюдать следующие правила:
Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
При изучении семьи, прежде всего, интересуют следующие данные: Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, материальная обеспеченность. Интересы к делам ребенка вне дома. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности. Воспитательные возможности семьи. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Дифференцированный подход в работе с родителями строится на выделении 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания ребенка.
Семьи делятся на 5 типов:
1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках. Педагогические
взгляды Ф. Скорины, С. Будного, С. Полоцкого
До середины XVII в. Правобережная и Западная Украина, Белоруссия входили в состав Польско-литовского государства. Сохранив свои традиции, украинское и белорусское просвещение и культура эффективно воспринимали достижения западноевропейского просвещения, посредником которого выступала Польша. Важным ...
Психологические особенности
детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст представляет собой этап психического развития с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). Выделяют три периода дошкольного возраста: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) старший (5 ...
Формирование грамматических навыков и умений. Принципы
содержания обучения
Функциональный подход к обучению требует соблюдения следующих принципов: 1. Речевая направленность. Обучение иностранным языкам следует производить через общение, что означает практическую ориентацию урока. Необходимо использовать уроки на языке, а не о языке. Научить говорить на иностранном языке ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.