Какова планируемая продолжительность проекта? (продолжительность во многом зависит от выбранной темы).
Какова тема проекта? (ответ на этот вопрос может дать общение с детьми, поскольку тема проекта должна быть им интересна).
Какое оборудование и материалы необходимы для реализации проекта?
Какое финансовое обеспечение необходимо для проекта? (возможно необходима закупка оборудования и т.п.)
Какие этапы будут выполняться в процессе реализации проекта?
Какую роль будут выполнять участники проекта на каждом этапе?
Какие результаты должны быть достигнуты в конце каждого этапа?
Какие результаты должны быть достигнуты в результате реализации сего проекта и как они будут представлены.
В настоящее время вопросы экологического образования представлены как в рамках комплексных программ экологического образования, так и целевыми программами экологического образования.
При этом проектно-исследовательская деятельность может осуществляться в рамках работы ДОУ как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам, так и в рамках программам экологического направления.
Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического образования приобретает в последнее время все большую популярность. Это связано с его эффективностью, а также с общей тенденцией в образовании - переходе от изучения конкретных знаний к методам их получения.
Тематика экологических проектов может быть самой разнообразной.
Однако в любом случае цели проектно-исследовательской деятельности как метода экологического образования будут достигнуты только в случае, если педагоги придерживаются определенных правил, основные из которых следующие:
работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу,
необходимо предоставить детям свободу выбора.
Необходимо избегать назидательности и лозунгов, поскольку экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.
Любая проектно-исследовательская деятельность вне зависимости от темы исследования должна включать такие этапы, как выбор темы и объекта, подготовка материалов и оборудования, получение начальных теоретических знаний об объекте, проведение исследований, обобщение результатов исследований, выводы, представление результатов.
Проектно-исследовательский метод приобретает в настоящее время все большую популярность в современном педагогическом процессе.
Главной задачей проектного исследования является активизация личностной позиции, исследовательского мышления. В исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, явления, увиденные в живой природе, они требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации.
Подобный подход формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.
Это особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Данный процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.
Считается, что проектно-исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения. Однако при организации данной работы с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей.
Дети дошкольного возраста могут также эффективно, как и школьники осуществлять проектно-исследовательскую деятельность, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки: стремление к исследованию, познанию на основе ощущений, стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых, интерес к той информации, которую можно применять практически, стремление к разнообразию видов деятельности.
Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектно-исследовательской деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно: малый объем накопленных знаний и опыта, постоянная потребность к взаимодействию со взрослыми, неспособность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности, ограниченная возможность самостоятельной работы с источниками информации.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
нарушениями интеллекта
Для детей с нарушениями интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам начинается ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия ребенк ...
Рекомендации по подготовке к контрольным и проверочным работам
1. Определите уровень своей подготовки по предмету. Внимательно, не торопясь, прочитайте вопросы, которые нужно изучить для подготовки к проверочной или контрольной работе. Карандашом или маркером отметьте вопросы, ответы на которые вы знаете хорошо и даже без подготовки можете на них ответить. Кар ...
Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного
возраста
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.