Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема тревожности, несмотря на давнюю историю, не теряет своей актуальности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. По данным диагностики была выявлена группа тревожных детей. По нашим наблюдениям тревожные дети чувствуют себя беспомощными, бояться играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности. Уровень самооценки таких детей низок. Также тревожные дети подвержены страхам, имеют проблемы в общении. Таким образом, тревожность неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности детей. Поэтому нами была составлена программа по коррекции тревожности .
Программа базируется на следующих основополагающих принципах:
1. Обеспечение эмоционального благополучия.
2. Создание таких условий жизни, которые обеспечат ребенку комфорт и защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие, что позволит растить общительного и доброжелательного ребенка.
3. Использование форм, средств и методов, разработанных психолого-педагогической наукой и соответствующих логике развития личности.
4. Интеграция разных видов деятельности в целях повышения эффективности педагогических усилий.
5. Вариативность заданий в рамках одного содержания, позволяющих ребенку выполнять то, что ему по силам, проявлять творчество в соответствии с его интересами и наклонностями.
Координация подходов педагогического влияния в условиях учреждения образования и семьи для продуктивного конструирования общения между взрослыми и детьми (педагоги – дети – родители), что обеспечит более широкое участие родителей в жизни группы и учреждения и успешное их знакомство с возрастными особенностями детей.
Цель программы: снижение тревожности.
Предмет психокоррекции: признаки тревожности (постоянное беспокойство, невозможность сконцентрироваться, мышечное напряжение, раздражительность, нарушение сна).
Объект психокоррекции: дети младшего школьного возраста.
Объем программы рассчитан на 10 коррекционно-развивающих занятий, при частоте встреч 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 20 – 30 минут.
Наполняемость группы: 16 человек. Основой для зачисления ребенка в коррекционную группу служат заключение психолога, наблюдение и отзывы учителей и специалистов, пожелания родителей.
Форма работы: подгрупповая.
Место проведения: кабинет психолога.
Программа предполагает три направления:
I.Повышение уверенности в себе (самооценка).
Задачи:- устранение внутреннего конфликта ребенка;
- расширение эмоционального опыта;
- повышение самооценки;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом.
II. Снятие страхов.
Задачи: – снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- устранение, преобразование, либо частичное обесценивание страхов;
- формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
- стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций.
III. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи: – уменьшение суетливости, нервозных движений, множества ненужных движений и мимики;
- снижение скованности, боязливости в движениях и речи;
- развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми;
- развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.
Примерная структура занятия
1. Упражнения на релаксацию и дыхание.
2. Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности.
3. Игры на расслабление.
После этапа коррекционной работы с учащимися ещё раз проводилось исследование уровня тревожности по той же методике.
Для обеспечения положительной самооценки индивид должен поступать в соответствии с социальными и культурными нормами. Это также гарантирует индивиду отсутствие чувства тревожности. Так, обработав и сравнив полученные результаты с предыдущими (приложение Д), мы пришли к выводу, что уровень тревожности у детей снизился после работы по коррекционной программе. Теперь высокий уровень тревожности имеют 30% учащихся, средний – 59%, у 11% школьников низкий уровень тревожности (рис 2.1).
Учебная фирма как образовательная технология
Технология учебных фирм достаточно часто применяется в учебном процессе начального и среднего профессионального образования и заключается в имитации работы реально действующего предприятия (фирмы). В соответствии с классификацией педагогических технологий выше названная технология является моделиру ...
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
В последние годы в школе все шире применяются различные формы совместной – коллективной и групповой – деятельности учащихся на уроке. Это связано, главным образом с попытками интенсифицировать учебный процесс, сделать учебную работу учащихся более эффективной. Различные формы коллективной деятельно ...
Значение уголка живой природы и его организация
Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.