Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Страница 2

Взаимодействие природы и общества, основанное на взаимодействии человека с предметом, средством труда и отношениях, возникающих между участниками труда в сфере труда, в том числе, материального производства или услуг, призвано рождать продукт, наделённый многообразием общественно-полезных свойств и функций, удостоверяющих материальные, утилитарные, эстетические, культурные запросы человека. В этом процессе мировоззрения ориентация человека на полезное органически сочетается с эстетическим, а использование современных технологий является жизненным фундаментом реализации художественного и эстетического для достижения гармонии в создаваемых материальных ценностях. Формирование у подрастающего поколения указанной ориентации, знаний и практических умений творить по законам красоты, гуманистического отношения к окружающему природному и "рукотворному" предметному миру, совершенствовать его технологически, экономически, эстетически является актуальной педагогической задачей всего современного общества.

Известно, что развитие личности, общества невозможно без взаимодействия с окружающим миром. У первобытного человека это взаимодействие выражалось в узкопрактической деятельности, обеспечивающей его существование. Отражение в наскальных изображениях, предметно-чувственных образах опыта такой деятельности свидетельствует об объективной необходимости чёткого запечатления объекта своих утилитарных интересов, положившего начало процессу зарождения и развития элементов художественной деятельности на основе практического отношения к природной среде.

Генетическая связь поколений способствовала выработке у подрастающего и последующих поколений боле высокого уровня целесообразно деятельности.

Аристотель выделяет человека, как воплощение гармонии и прекрасного, главным предметом искусства. Пытаясь дать теоретическое обоснование уже сложившейся исторической практике, древне - греческий философ подчеркивает связь художественного и творческого процесса с познавательной и трудовой деятельностью человека, обращая внимание на средства и способы достижения красоты. Он выражает при этом требование овладевать профессиональными навыками и техникой: " . Фидия мы принимаем мудрым скульптором и Поликмета мудрым ваятелем, выражая этим то, что мудрость есть не что иное, как совершенство (добродетель) в искусстве". В контексте указанных требований Аристотель высказывает мысль о необходимости приучивания подрастающего поколения " . к тому или другому, это очень важно: от этого зависит всё", связывая её с идеей гармоничного развития личности.

Множественность, целенаправленность и целостность указанной идеи образует систему, в которой гармоничное развитие личности неотъемлемо от окружающего предметного мира, такое развитие имеет социально-преобразующую направленность, сочетающую в себе нравственно-мировоззренческое, экономически и эстетически гармонизирующее взаимодействие человека и природы в процессе производительного труда.

К раскрытию гармонической взаимосвязи, "человека и мира человека" обращались в различные эпохи теоретики и творцы бессмертных шедевров архитектуры и искусства - Витрувиев, Леонардо да Винчи, Леон-Батиста Альберта Полмедио и другие. Эта взаимосвязь проявляется не только в законах построения гармоничных природных форм, но и в реализации принципов: полезность, надежность, простота, положенных в основу гармонии всех создаваемых человеком материальных функционирующих форм. Гуманисты эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.) уделяли значительное внимание гармоничному развитию личности, которое в своих теориях они органически связывали с эстетической доктриной. Красота, гармония, пропорциональность, изящество, по их мнению, заложены в самой природе вещей, являются объективными законами природы, на познание и применение которых основывает свою эстетическую деятельность человек:" . если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод". Таким образом, в сфере познавательной, трудовой деятельности человека объективно вмешивается многокрасочная предметно - чувственная сторона реального мира, в результате чего, личность проникается интересом к гармоничности, разнообразию и красоте, ищет способы воспроизведения его богатства и форм на основе сочетания эстетической, трудовой практики и науки.

Способность предметов природы быть носителями социальных и культурных значений играют решающую роль в развитии личности, общества, так как, благодаря общественно исторической практике, втягивают в сферу его интересов, где обретают общественные свойства, эстетическое содержание. В этом взаимодействии важное значение имеет личностно-ценностная направленность развития человека, который по представлению Альберти-мон-Батиста "рождается не для того, чтобы влачить печальное жалкое существование (бездействие), а чтобы работать над великими грандиозными делами. С его мыслями перекликаются утверждения гуманиста Пико делла Миронделла о высоком назначении человека, необходимости "выковать свой образ", а также Луцилия, Рабия, Петрарка и других о необходимости целенаправленного формирования интеллектуальной, духовной личности, реализации её природного стремления к красоте и гармонии во всех сферах деятельности: живописи, архитектуре, создании разных полезных вещей. К понятиям качеств гармоничной личности выдающийся английский философ и моралист Шефтсбери (1671 -1713) подходит путем анализа различных форм прекрасного, созданного человеком из разнообразного природного материала. Анализ философа основывается на нравственном характере труда человека, создающего красоту, чем формируется нравственный облик личности. На единстве красоты и добра, целостности окружающего предметного мира и человека основываются взгляды его последователя Ф. Хатчерсона (1694 - 1742), раскрывшего объективные признаки красоты в различных предметах, изготовленных человеком. По его мнению, красота базируется на определенной закономерной организации системы их упорядоченности, мире, единстве и многообразии. Способность человека воспринимать и воспроизводить красоту, в процессе предметно - преобразующей деятельности, формируются моральные и эстетические качества личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Описание методик по определению стилей педагогического общения педагогов
Педагогическая диагностика представляет собой систему методов и средств изучения профессионального уровня педагога. Она позволяет определить сильные стороны в деятельности и личности педагога, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле общения или педагогическо ...

Педагогические технологии и их виды
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные – это технологии решения таких зад ...

Методические рекомендации
В связи с многообразием проявления методической деятельности существует много видов методических публикаций: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, методические письма. Одни из них подготовлены на основе результатов научного (диссертационного) исследования, други ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0112