Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Страница 2

Взаимодействие природы и общества, основанное на взаимодействии человека с предметом, средством труда и отношениях, возникающих между участниками труда в сфере труда, в том числе, материального производства или услуг, призвано рождать продукт, наделённый многообразием общественно-полезных свойств и функций, удостоверяющих материальные, утилитарные, эстетические, культурные запросы человека. В этом процессе мировоззрения ориентация человека на полезное органически сочетается с эстетическим, а использование современных технологий является жизненным фундаментом реализации художественного и эстетического для достижения гармонии в создаваемых материальных ценностях. Формирование у подрастающего поколения указанной ориентации, знаний и практических умений творить по законам красоты, гуманистического отношения к окружающему природному и "рукотворному" предметному миру, совершенствовать его технологически, экономически, эстетически является актуальной педагогической задачей всего современного общества.

Известно, что развитие личности, общества невозможно без взаимодействия с окружающим миром. У первобытного человека это взаимодействие выражалось в узкопрактической деятельности, обеспечивающей его существование. Отражение в наскальных изображениях, предметно-чувственных образах опыта такой деятельности свидетельствует об объективной необходимости чёткого запечатления объекта своих утилитарных интересов, положившего начало процессу зарождения и развития элементов художественной деятельности на основе практического отношения к природной среде.

Генетическая связь поколений способствовала выработке у подрастающего и последующих поколений боле высокого уровня целесообразно деятельности.

Аристотель выделяет человека, как воплощение гармонии и прекрасного, главным предметом искусства. Пытаясь дать теоретическое обоснование уже сложившейся исторической практике, древне - греческий философ подчеркивает связь художественного и творческого процесса с познавательной и трудовой деятельностью человека, обращая внимание на средства и способы достижения красоты. Он выражает при этом требование овладевать профессиональными навыками и техникой: " . Фидия мы принимаем мудрым скульптором и Поликмета мудрым ваятелем, выражая этим то, что мудрость есть не что иное, как совершенство (добродетель) в искусстве". В контексте указанных требований Аристотель высказывает мысль о необходимости приучивания подрастающего поколения " . к тому или другому, это очень важно: от этого зависит всё", связывая её с идеей гармоничного развития личности.

Множественность, целенаправленность и целостность указанной идеи образует систему, в которой гармоничное развитие личности неотъемлемо от окружающего предметного мира, такое развитие имеет социально-преобразующую направленность, сочетающую в себе нравственно-мировоззренческое, экономически и эстетически гармонизирующее взаимодействие человека и природы в процессе производительного труда.

К раскрытию гармонической взаимосвязи, "человека и мира человека" обращались в различные эпохи теоретики и творцы бессмертных шедевров архитектуры и искусства - Витрувиев, Леонардо да Винчи, Леон-Батиста Альберта Полмедио и другие. Эта взаимосвязь проявляется не только в законах построения гармоничных природных форм, но и в реализации принципов: полезность, надежность, простота, положенных в основу гармонии всех создаваемых человеком материальных функционирующих форм. Гуманисты эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.) уделяли значительное внимание гармоничному развитию личности, которое в своих теориях они органически связывали с эстетической доктриной. Красота, гармония, пропорциональность, изящество, по их мнению, заложены в самой природе вещей, являются объективными законами природы, на познание и применение которых основывает свою эстетическую деятельность человек:" . если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод". Таким образом, в сфере познавательной, трудовой деятельности человека объективно вмешивается многокрасочная предметно - чувственная сторона реального мира, в результате чего, личность проникается интересом к гармоничности, разнообразию и красоте, ищет способы воспроизведения его богатства и форм на основе сочетания эстетической, трудовой практики и науки.

Способность предметов природы быть носителями социальных и культурных значений играют решающую роль в развитии личности, общества, так как, благодаря общественно исторической практике, втягивают в сферу его интересов, где обретают общественные свойства, эстетическое содержание. В этом взаимодействии важное значение имеет личностно-ценностная направленность развития человека, который по представлению Альберти-мон-Батиста "рождается не для того, чтобы влачить печальное жалкое существование (бездействие), а чтобы работать над великими грандиозными делами. С его мыслями перекликаются утверждения гуманиста Пико делла Миронделла о высоком назначении человека, необходимости "выковать свой образ", а также Луцилия, Рабия, Петрарка и других о необходимости целенаправленного формирования интеллектуальной, духовной личности, реализации её природного стремления к красоте и гармонии во всех сферах деятельности: живописи, архитектуре, создании разных полезных вещей. К понятиям качеств гармоничной личности выдающийся английский философ и моралист Шефтсбери (1671 -1713) подходит путем анализа различных форм прекрасного, созданного человеком из разнообразного природного материала. Анализ философа основывается на нравственном характере труда человека, создающего красоту, чем формируется нравственный облик личности. На единстве красоты и добра, целостности окружающего предметного мира и человека основываются взгляды его последователя Ф. Хатчерсона (1694 - 1742), раскрывшего объективные признаки красоты в различных предметах, изготовленных человеком. По его мнению, красота базируется на определенной закономерной организации системы их упорядоченности, мире, единстве и многообразии. Способность человека воспринимать и воспроизводить красоту, в процессе предметно - преобразующей деятельности, формируются моральные и эстетические качества личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростков
Определяя комплекс педагогических условий, мы основывались на том, что предмет исследования достаточно сложен, соответственно, предполагается многоаспектный характер цели предупреждения и преодоления асоциального поведения, достижение которой реализуется за счёт использования именно комплекса услов ...

Разработка методики логопедической работы в экспериментальной группе
По итогам обследования детей я разработала методику логопедической работы по коррекции стертой формы дизартрии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи. Преодоление стертой дизартрии достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукоп ...

Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
Изучение проблемы ценностных ориентации личности представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии и психологии. Понятие «ценностные ориентации» неразрывно связано понятием личность, поскольку тесно соприкасается с из ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.8968