Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Страница 6

Эстетическая культура общества - это совокупность всех эстетических (природных и созданных творческим трудом человека) ценностей, которые участвуют во взаимодействии общества с миром, в стремлении общества к совершенствованию, полному расцвету всей системы общественных отношений.

Эстетическая культура личности - это совокупность её способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармоничного раскрытия всех сущностных сил человека.

Эстетическое воспитание школьников должно покоиться на их приобщении к труду, т.к. именно в этом процессе может сформироваться их эстетическое отношение к предметам труда, и к людям труда. В этом отношении логика воспитания индивида должна воспроизводить логику эстетического самовоспитания всего человечества. В самом деле, даже первые исторические формы труда показывают, что в преобразовании природы людьми решались не только технико-экономические задачи, но и задачи эстетические - в этом состоит одно из существенных отличий труда человека от подобных ему операций животных.

Уже в раннем возрасте ребёнок может и должен приобщаться к простейшим формам реального труда -к уборке комнаты, к работе в саду или в огороде, к уходу за домашними животными, к вышиванию, строганию, шитью и в этих актах его первые эстетические ориентации и реакции укрепляются, развиваются, постепенно приобретая силу автоматизма, непосредственных и спонтанных эмоциональных движений. Никакие наставления, рассказы, описания, научения не могут заменить этого прямого и главного источника формирования эстетического отношения к труду - собственных практических действий ребёнка, в которых ему открываются его реальные связи с внешним миром, в которых он овладевает до этого неподвластной ему реальностью.

В. А. Сухомлинский приходит к выводу, что "радость труда - могучая воспитательная сила". Таким образом, для логического воспитания его началом, исходной позицией, является эстетический аспект трудового воспитания. В труде образуются и развиваются психологические качества, определяющие возможность и способность самых разных проявлений жизнеосуществления личности: творчества, любви, всех человеческих добродетелей. Только такое широкое понимание трудового воспитания и открывает его подлинный смысл и назначение, а вместе с тем и способы реализации этого направления воспитательной работы. В гармоническом развитии детей трудовые и эстетические начала не только взаимодействуют, но и взаимообуславливают друг друга.

Единство трудового и эстетического воспитания является важнейшим принципом формирования личности и его осуществление нуждается в многостороннем комплексном подходе к этому процессу. В единой целостной системе должны быть соотнесены и взаимосвязаны все стороны учебной и воспитательной работы: в школе, в семье, во внешкольных учреждениях.

Само эстетическое воспитание есть аспект комплексного воспитания личности, которое способно формировать человека как целое, в единстве его трудовой и общественной активности, его нравственных установок, политических воззрений, атеистических убеждений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Анкета качества урока Е.А. Юниной и А.И. Севрука как средство оценки качества преподавания
Одной из самых актуальных задач управления образовательным процессом является мониторинг состояние преподавания в школе. В своем образовательном учреждении мы реализуем технологию мониторинга с использованием анкеты качества урока, авторами которой являются Е.А. Юнина и А.И. Севрук. Данная технолог ...

Этапы формирования изобразительной деятельности старших дошкольников
В детских садах, в соответствии с требованием программы, воспитатели учат детей создавать рисунки, лепить аппликацию, используя различные материалы: карандаши, краски, кисти, мелки, цветную бумагу, пластилин, глину, клей, ножницы и многое другое. При этом дети овладевают разными способами действия ...

Понятие “коллектив”
Латинское слово «коллективу-с» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «кол ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0265