Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Страница 6

Эстетическая культура общества - это совокупность всех эстетических (природных и созданных творческим трудом человека) ценностей, которые участвуют во взаимодействии общества с миром, в стремлении общества к совершенствованию, полному расцвету всей системы общественных отношений.

Эстетическая культура личности - это совокупность её способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармоничного раскрытия всех сущностных сил человека.

Эстетическое воспитание школьников должно покоиться на их приобщении к труду, т.к. именно в этом процессе может сформироваться их эстетическое отношение к предметам труда, и к людям труда. В этом отношении логика воспитания индивида должна воспроизводить логику эстетического самовоспитания всего человечества. В самом деле, даже первые исторические формы труда показывают, что в преобразовании природы людьми решались не только технико-экономические задачи, но и задачи эстетические - в этом состоит одно из существенных отличий труда человека от подобных ему операций животных.

Уже в раннем возрасте ребёнок может и должен приобщаться к простейшим формам реального труда -к уборке комнаты, к работе в саду или в огороде, к уходу за домашними животными, к вышиванию, строганию, шитью и в этих актах его первые эстетические ориентации и реакции укрепляются, развиваются, постепенно приобретая силу автоматизма, непосредственных и спонтанных эмоциональных движений. Никакие наставления, рассказы, описания, научения не могут заменить этого прямого и главного источника формирования эстетического отношения к труду - собственных практических действий ребёнка, в которых ему открываются его реальные связи с внешним миром, в которых он овладевает до этого неподвластной ему реальностью.

В. А. Сухомлинский приходит к выводу, что "радость труда - могучая воспитательная сила". Таким образом, для логического воспитания его началом, исходной позицией, является эстетический аспект трудового воспитания. В труде образуются и развиваются психологические качества, определяющие возможность и способность самых разных проявлений жизнеосуществления личности: творчества, любви, всех человеческих добродетелей. Только такое широкое понимание трудового воспитания и открывает его подлинный смысл и назначение, а вместе с тем и способы реализации этого направления воспитательной работы. В гармоническом развитии детей трудовые и эстетические начала не только взаимодействуют, но и взаимообуславливают друг друга.

Единство трудового и эстетического воспитания является важнейшим принципом формирования личности и его осуществление нуждается в многостороннем комплексном подходе к этому процессу. В единой целостной системе должны быть соотнесены и взаимосвязаны все стороны учебной и воспитательной работы: в школе, в семье, во внешкольных учреждениях.

Само эстетическое воспитание есть аспект комплексного воспитания личности, которое способно формировать человека как целое, в единстве его трудовой и общественной активности, его нравственных установок, политических воззрений, атеистических убеждений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в ходе индивидуального и возрастного развития школьника
По мнению А.Н. Леонтьева всякая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимоотношении ребенка с взрослыми и поэтому социально обусловлено. «Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосыл ...

Формы и виды обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Формы обучения бывают конкретными (у ...

Изучение уровня проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры
Используя данные методики, нами были получены следующие результаты: Таблица 1 - Сводная таблица показателей проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре (экспериментальная группа) № п/п Ф.И. детей (пара) Умеют ли договариваться, приходить к общему решению Взаимны ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0228