В эстетическом отношении к труду явственно обнаруживаются такие существенные характеристики этого отношения, как его социально - значимый и одновременно - личностный характер. Труд переживается и как свободная, без принуждения деятельность во имя общественной пользы, и как любимое дело. Поэтому эстетическое переживание труда в равной мере создаёт атмосферу наиболее совершенного его осуществления (производительность, качество продукции) и одновременно является как бы наградой за труд тем самым характер стимула.
В процессе труда личность осуществляется наиболее целостно, "развертывается" её интеллектуальные, эмоциональные, волевые, физические возможности, эстетические переживается не только легкость, изящество, но и преодоление материала. Карл Маркс отличал возможность наивных заблуждений, представляющих труд "забавой", "развлечением". Ощущение своего признания в труде рождает нравственное и эстетическое переживание в нем, пробуждающее к непрерывному развитию. Атмосфера доброжелательности, чувство коллективизма не только сами по себе переживаются в эмоциях, но и создают явление "эмерджентности" - возбуждение энергии в совместном творчестве, когда усилия всех не просто суммируются, а рождают некое новое качество интенсификации труда. Здесь эстетическое отношение вызывает не только собственный труд, но и мастерство, профессионализм товарищей. В этом психологическом климате, помимо прочих, возникают и эстетические стимулы совершенствования соревнования.
Красота труда формирует культуру личности, превращает труд в сферу удовлетворения её главных духовных потребностей (нравственных, эстетических), но с другой стороны, само воздействие на человека эстетических явлений зависит от способности личности на эстетическую реакцию, определяется уровнем её эстетических потребностей и способностей. Красота труда осознанная и пережитая человеком, создаёт у него потребность искать красоту во всех сторонах жизни.
Труд человека тесно связан окружающей природой. Общение с ней благотворно влияет на человека, делает его нравственно чище, мягче, добрее. Огромно и эстетическое значение природы. Её красота - неиссякаемый источник вдохновения, положительных эмоций. Она воспитывает вкус и чувства человека. Действенное средство эстетического воспитания - общение с природой, которое предполагает не только любование прекрасным в природе, но и активную предохранительную деятельность. В процессе исторической практики, то есть труда, удовлетворяя свои утилитарные потребности, человек подсознательно познавал красоту окружающего мира, втягивая предметы природы в сферу своей преобразовательной деятельности и развивающего эстетического сознания. Таким образом, человек стал ещё больше вливаться в создание вещей, в которых, наряду с утилитарными свойствами прослеживались эстетические характеристики. В процессе такой деятельности оттачивались умения человека в создании оптимальных и красивых форм, формирование указанной формы дополнялись декоративными элементами, заимствованными из природы. В самом раннем периоде это украшения, композиции, которые создавались из зубов животных, костей, семян и выглядели в виде, впервые создаваемых человеком ритмических рядов.
Таким образом, эстетическая природная среда (самостоятельные эстетические ценности) постепенно обогащались рукотворной предметной средой. Уже вместе с природной и предметная среда стали средством удовлетворения утилитарных и эстетических потребностей человека на данном развитии общественного сознания. Гармонично созданная по канонам эстетики предметная среда обогащает эстетический мир человека, расширяет его границы. Природная и предметная среда являются важнейшими компонентами этого мира, но общая эстетическая среда жизнедеятельности человека во многом зависит от системы отношений, в которых пребывает человек в процессе своей жизни. Система отношений определяет уровень культуры человека, в содержании которого входят эстетические, экологические, технологические и другие компоненты культуры.
Технология и эстетика составляют единую систему достижения человеком эстетической ценности изделий. Они основываются на системе овладения человеком знаний естественно - научных законов природы (физики, химии, биологии). Нельзя не отметить присутствие в эстетической культуре процесса освоения мира наряду с его пересозданием и преобразованием. Без освоения мира, раскрытия его эстетических качеств вообще не может состояться эстетическое воспитание, тем более создание эстетических ценностей.
Диалектическое взаимодействие освоения и преобразования - характеристическая черта любой человеческой деятельности. Поэтому эстетическую культуру личности следует рассматривать в тесной связи с её эстетическим развитием и формированием в ней способности преобразовывать мир "по законам красоты". Подобное понимание отвечает требованиям педагогической теории и последовательности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения во всей системе образования в нашей стране. Эстетическое воспитание ведь не ограничивает свои задачи только формированием эстетических вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности, её способности воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии совершенства и красоты, являющихся неотъемлемыми составными элементами эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека подчиняется выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир, в соответствии со своими целями и желаниями, опирающимися на познание объективных законов развития мира и человеческой жизнедеятельности.
Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности
в мотивации учения
Прежде всего, учебный материал должен отвечать познавательным потребностям детей. Учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, чтобы содержание конкретного урока удовлетворяло их потребностям. Для этого содержание материала должно быть вполне доступным, должно исходить из и ...
Предметно-ориентированные технологии
обучения
Технология постановки цели Центральная проблема педагогической технологии – процесс целеобразования. Она рассматривается в двух аспектах: диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала; развитие личности в целом. Способ постановки целей, который пр ...
Формы и методы социально-педагогической работы в КЦСОН «Радуга»
На 25.12.2005г. на учете в отделении социальной помощи семье и детям КЦСОН «Радуга» состоит 22 неблагополучные семьи, в них 36 детей. 436 семей относятся к семьям «группы риска», в них 682 ребенка. За последний год значительно увеличилось число неполных семей, что приводит к таким последствиям, что ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.