Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Страница 5

В эстетическом отношении к труду явственно обнаруживаются такие существенные характеристики этого отношения, как его социально - значимый и одновременно - личностный характер. Труд переживается и как свободная, без принуждения деятельность во имя общественной пользы, и как любимое дело. Поэтому эстетическое переживание труда в равной мере создаёт атмосферу наиболее совершенного его осуществления (производительность, качество продукции) и одновременно является как бы наградой за труд тем самым характер стимула.

В процессе труда личность осуществляется наиболее целостно, "развертывается" её интеллектуальные, эмоциональные, волевые, физические возможности, эстетические переживается не только легкость, изящество, но и преодоление материала. Карл Маркс отличал возможность наивных заблуждений, представляющих труд "забавой", "развлечением". Ощущение своего признания в труде рождает нравственное и эстетическое переживание в нем, пробуждающее к непрерывному развитию. Атмосфера доброжелательности, чувство коллективизма не только сами по себе переживаются в эмоциях, но и создают явление "эмерджентности" - возбуждение энергии в совместном творчестве, когда усилия всех не просто суммируются, а рождают некое новое качество интенсификации труда. Здесь эстетическое отношение вызывает не только собственный труд, но и мастерство, профессионализм товарищей. В этом психологическом климате, помимо прочих, возникают и эстетические стимулы совершенствования соревнования.

Красота труда формирует культуру личности, превращает труд в сферу удовлетворения её главных духовных потребностей (нравственных, эстетических), но с другой стороны, само воздействие на человека эстетических явлений зависит от способности личности на эстетическую реакцию, определяется уровнем её эстетических потребностей и способностей. Красота труда осознанная и пережитая человеком, создаёт у него потребность искать красоту во всех сторонах жизни.

Труд человека тесно связан окружающей природой. Общение с ней благотворно влияет на человека, делает его нравственно чище, мягче, добрее. Огромно и эстетическое значение природы. Её красота - неиссякаемый источник вдохновения, положительных эмоций. Она воспитывает вкус и чувства человека. Действенное средство эстетического воспитания - общение с природой, которое предполагает не только любование прекрасным в природе, но и активную предохранительную деятельность. В процессе исторической практики, то есть труда, удовлетворяя свои утилитарные потребности, человек подсознательно познавал красоту окружающего мира, втягивая предметы природы в сферу своей преобразовательной деятельности и развивающего эстетического сознания. Таким образом, человек стал ещё больше вливаться в создание вещей, в которых, наряду с утилитарными свойствами прослеживались эстетические характеристики. В процессе такой деятельности оттачивались умения человека в создании оптимальных и красивых форм, формирование указанной формы дополнялись декоративными элементами, заимствованными из природы. В самом раннем периоде это украшения, композиции, которые создавались из зубов животных, костей, семян и выглядели в виде, впервые создаваемых человеком ритмических рядов.

Таким образом, эстетическая природная среда (самостоятельные эстетические ценности) постепенно обогащались рукотворной предметной средой. Уже вместе с природной и предметная среда стали средством удовлетворения утилитарных и эстетических потребностей человека на данном развитии общественного сознания. Гармонично созданная по канонам эстетики предметная среда обогащает эстетический мир человека, расширяет его границы. Природная и предметная среда являются важнейшими компонентами этого мира, но общая эстетическая среда жизнедеятельности человека во многом зависит от системы отношений, в которых пребывает человек в процессе своей жизни. Система отношений определяет уровень культуры человека, в содержании которого входят эстетические, экологические, технологические и другие компоненты культуры.

Технология и эстетика составляют единую систему достижения человеком эстетической ценности изделий. Они основываются на системе овладения человеком знаний естественно - научных законов природы (физики, химии, биологии). Нельзя не отметить присутствие в эстетической культуре процесса освоения мира наряду с его пересозданием и преобразованием. Без освоения мира, раскрытия его эстетических качеств вообще не может состояться эстетическое воспитание, тем более создание эстетических ценностей.

Диалектическое взаимодействие освоения и преобразования - характеристическая черта любой человеческой деятельности. Поэтому эстетическую культуру личности следует рассматривать в тесной связи с её эстетическим развитием и формированием в ней способности преобразовывать мир "по законам красоты". Подобное понимание отвечает требованиям педагогической теории и последовательности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения во всей системе образования в нашей стране. Эстетическое воспитание ведь не ограничивает свои задачи только формированием эстетических вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности, её способности воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии совершенства и красоты, являющихся неотъемлемыми составными элементами эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека подчиняется выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир, в соответствии со своими целями и желаниями, опирающимися на познание объективных законов развития мира и человеческой жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Методические рекомендации по народному воспитанию младших школьников
В ходе экспериментальной работы мы разработали систему занятий с включением народных традиций. Федеральный компонент задействовали во всех занятиях 3 класса Ризоватовской школы. На внеурочном мероприятии даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида рус ...

Основные проблемы воспитания самостоятельности музыканта
За последние десятилетия обучение пианистов в музыкальных учебных заведениях заметно улучшилось. Поступающие в училище свободно справляются с произведениями значительно более трудными, чем это предусмотрено программой ДМШ. Однако зачастую вскоре выявляется, что, будучи хорошо подготовленными пианис ...

Исследование уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Данное исследование проводилось на базе МБДОУ «Миляшкай» с.Муслюмово Муслюмовского района РТ. В исследовании участвовали 26 детей экспериментальной группы и 26 детей контрольной группы, и их родители. В экспериментальной группе мы проводили методики и определили уровень самостоятельности, а в контр ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2205