Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Страница 4

Труд не тождественен механической работе, которую способны совершенствовать и природные силы, и животные. Продукты труда есть материальные выражения духовных потенций, осуществления сознательных целей, реализация волевых импульсов. В процессе труда человек переосмысливает, преобразует не только объект, но и самого себя. Так в трудовой деятельности формируется необходимое для неё самой опережающее развитие человека - субъекта труда. Обратившись к эстетическому становлению личности можно обнаружить здесь специфическое воплощение общих закономерностей развития человека в труде. Прежде всего, труд явился первоосновой формирования эстетического отношения человека к миру. В труде сформировалось всё " богатство субъективной человеческой чувственности". В труде были освоены такие объективные свойства предметов и явлений, как ритм, пропорция, симметрия, соразмерность. Необходимость идеального внутреннего плана деятельности, предшествующего практическим операциям, развивала воображение человека, и только воображение обеспечивало целесообразность трудового процесса. Не ту целесообразность, которая закреплена в генетическом коде поведения животного, а способность найти наиболее оптимальный вариант действия с предметом, соотнося его назначение, материал, форму в бесконечном множестве трудовых ситуаций.

Воображение явилось не только инструментом преобразования, но и способствовало наиболее совершенному видению мира. Наблюдение предмета или явления опосредованно не только прошлым опытом, знаниями и будущим замыслом пока ещё не существующего продукта. Современная психофизиология и физиология определяют этот феномен как опережающее отражение. Воображение ставит наблюдаемое в новые, порой неожиданные связи, "прощупывает" объект с разных сторон. Деятельность воображения связана с высокой эмоциональной напряженностью. Чувства и воображение как бы обслуживают и активизируют друг друга. Поэтому объект не только осознаётся, но и переживается. В нем открываются выразительные возможности - эмоционально - ассоциативное, идеальное содержание, отсутствующее, не преобладающее в физических, химических, биологических свойствах предмета. А эстетическое отношение непременно связанно с установкой сознания на выразительность явлений: только в этой установке оно и может быть реализовано. Так в соотнесённости воображаемого и наблюдаемого выявляются, "играют" всё новые и новые свойства предмета: дерева, камня, ткани. Глубокое знание переживания материала обеспечивает максимальное использование его свойства и возможности преобразования. В этом гибком и многостороннем отношении к материалу формируется мастерство как способность наиболее полного осуществления целей, задач, установок деятельности. Своевременно воплощая замыслы, человек переживает сложную гамму положительных эмоций, которые в свою очередь, становятся новым стимулом деятельности, её нематериальным побуждениям. Эти особенности труда, а так же личностные качества, складывающиеся в труде, позволяют, по словам Карла Маркса: " производить по меркам любого вида и всюду прилагать к предмету соответствующую мерку", в силу этого человек строит также и по законам красоты". Раскрытый Марксом эстетический характер производительного труда не сводится к фиксации неких внешних характеристик продукта. Способность и возможность производить по меркам любого вида" вовсе не является признаком всякой работы. Скорее это необходимое следствие самого содержания труда, в котором эстетические начала оказываются условием наиболее совершенной его организации, вовлекающей в труд мысль, волю, чувства, тело человека. Поэтому в результате труда человек как бы "созерцает" самого себя в созданном им же мире", а это уже эстетическое отношение, ибо суть его - гармонизация человека и среды, запечатление и переживание мира в себе и себя в мире. И напротив, отсутствие в труде положительных, эстетических эмоций свидетельствует о его механическом, безразличном отчуждённом характере.

Таким образом, развитие человеческого труда и эстетического становления личности - процесс взаимосвязанный и взаимоопосредованный. Эстетическое начало в труде не внешнее его украшение или характеристика особых "изящных" видов работы, а внутреннее свойство и условие совершенного осуществления всякого трудового процесса. Вполне естественно, что проблема " труд и красота" неизбежно входит в центр внимания при интенсивном интересе к вопросам организации труда. Ещё в 20-е годы были созданы специальные правительственные органы, управляющие внедрением эстетики в промышленность, и художественно - промышленный подотдел Народного Комиссариата Просвещения. По декрету, подписанному В. И. Лениным, были открыты Московские высшие государственные художественно - технические мастерские, к работе в которых привлекали крупных художников и теоретиков искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Понятие об активизации деятельности обучающихся
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесс ...

Обучение сравнению размера предметов
В I и начале II квартала упражнениям в сравнении размера предметов отводится небольшая часть занятий, при этом они чаще увязываются с работ ...

Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания
Педагог трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru