Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Страница 3

В процессе эстетической деятельности, при создании швейных изделий и изделий декоративно - прикладного искусства человек может достичь вершины своего художественного мастерства. Создаваемые на таком уровне изделия имеют уже художественную ценность, что способствует формированию мировоззрения, эстетических вкусов и идейных убеждений, раскрывает богатый духовный мир – мир прекрасного. Эстетические взгляды и эстетическое мировоззрение человека, указанные категории формируются в процессе значений эстетических законов и категорий эстетики.

Технологическая деятельность выполняет одновременно несколько функций: познавательную, нравственную, воспитательную и художественно-образовательную. С трудом человек связан повседневно на протяжении практически всей жизни (от элементарных операций самообслуживания до сложнейших видов познавательной и практической деятельности).

В процессе естественно-исторического развития человек сталкивается с различными природными явлениями и обстоятельствами общественной жизни. Одни явления оказывали на него положительное благоприятное воздействие, другие отрицательное, неблагоприятное. Встретившись с такими воздействиями, человек обратил на них внимание и попытался, как-то определить к ним своё отношение.

В основе эстетического развития человечества лежит стремление к гармонии и совершенству. На основе этих стремлений, ещё в мифологических представлениях, формировались эстетические взгляды и понятия о прекрасном и противостоящем ему враждебном, безобразном. Характерно, что подобные представления складывались в процессе взаимодействия человека с миром и, прежде всего в его деятельности.

В длительном процессе достижения большей или меньшей гармонии в способах своей жизнедеятельности и в различных формах взаимодействия с миром человек в окружающей его действительности, в самом себе открывал всё новые признаки, характеризующие степень воплощения или отсутствия упомянутой гармонии. В труде человек получил наслаждение от результатов успешных творческих, физических и умственных усилий, от совершенства форм устанавливаемых им предметов, от преображения им самим окружающего мира.

Однако труд бывал и чрезмерно тяжелый, бесплодный по результатам, который вызывал в человеке неприятие, рождая ощущение безобразного. Из общей гаммы чувств, общей системы сложных отношений к труду как способу освоения мира человек научился выделять эстетические чувства, своё идейно-эмоциональное отношение к труду, которое он начал постепенно переносить на все другие явления мира. Так, в процессе естественно-исторического развития возникли представления о прекрасном, безобразном, возвышенном, неизменном, трагическом, комическом и иных разновидностях эстетического, которые являются основными категориями эстетики. Чувствование и осознание труда как чего-то возвышенного, романтического, прекрасного, так же, как и восприятие его как явления безобразного, представляет собой различные стороны эстетического отношения к труду. Осознание человеком своего эстетического отношения к труду побудило его к попыткам вычленения и обобщения красоты труда и действительности, к созданию специальных, особых, специфических произведений, в которых концентрируется эстетическое мировосприятие и мироощущение человека.

В труде человек выступает в сложной совокупности социально-психо-логических характеристик, а поэтому эстетическое воздействие труда теснейшим образом связано с нравственным воспитанием, с формированием культуры общения, с переживаниям целесообразности как красоты: эстетическое переживание труда способствует преодолению досадной исторической обусловленной и исторически приходящей разорванности красоты и утилитарности, в труде человек не только созерцает, но и сам творит красоту.

Нетрудовое воспитание не только инструмент эстетического формирования личности. В нем в меньшей степени основное содержание, цели и смысл трудового воспитания нуждаются даже не в подкреплении, а в сплавленности с эстетическими моментами воспитательного процесса. В строгом смысле слова эстетические начала выступают не как сопутствующие, но как необходимые характеристики трудового воспитания.

Труд - одна из определяющих характеристик человеческого существования в мире. Обособившись от животного мира, став деятельным природным существом, человек оказывает в условиях необходимости труда, поскольку, по словам Ф. Энгельса "его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим". Это "нормальное состояние" - непрерывное созидание, творчество, преобразование как природной, так и социальной действительности, а главное - постоянное развитие самого человека: его органов чувств, мышления, речи, тела. Карл Маркс в "Капитале" блестяще доказал, что человек одновременно и предпосылка истории, и её результат. Человек - субъект труда, но, с другой стороны, история человека, есть история его становления трудом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Понятие, цели и задачи краеведения в школе
Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием. Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение – всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, друг ...

Индивидуально – дифференцированный подход на основе состояния здоровья детей
На основе состояния здоровья дети делятся по медицинским группам, что способствует определению для каждой из них оптимальной физической нагрузки и условий физического воспитания. Первую группу здоровья составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма. Ко второй ...

Лингвистическая компетенция как одна из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции
Образовательный стандарт, то есть обязательный минимум содержания образования, ориентируется на цели, которые ставятся перед той или иной учебной дисциплиной. У большинства учебных предметов, преподаваемых в школе, основной целью является передача накопленных человечеством знаний о природе, обществ ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.029