В процессе эстетической деятельности, при создании швейных изделий и изделий декоративно - прикладного искусства человек может достичь вершины своего художественного мастерства. Создаваемые на таком уровне изделия имеют уже художественную ценность, что способствует формированию мировоззрения, эстетических вкусов и идейных убеждений, раскрывает богатый духовный мир – мир прекрасного. Эстетические взгляды и эстетическое мировоззрение человека, указанные категории формируются в процессе значений эстетических законов и категорий эстетики.
Технологическая деятельность выполняет одновременно несколько функций: познавательную, нравственную, воспитательную и художественно-образовательную. С трудом человек связан повседневно на протяжении практически всей жизни (от элементарных операций самообслуживания до сложнейших видов познавательной и практической деятельности).
В процессе естественно-исторического развития человек сталкивается с различными природными явлениями и обстоятельствами общественной жизни. Одни явления оказывали на него положительное благоприятное воздействие, другие отрицательное, неблагоприятное. Встретившись с такими воздействиями, человек обратил на них внимание и попытался, как-то определить к ним своё отношение.
В основе эстетического развития человечества лежит стремление к гармонии и совершенству. На основе этих стремлений, ещё в мифологических представлениях, формировались эстетические взгляды и понятия о прекрасном и противостоящем ему враждебном, безобразном. Характерно, что подобные представления складывались в процессе взаимодействия человека с миром и, прежде всего в его деятельности.
В длительном процессе достижения большей или меньшей гармонии в способах своей жизнедеятельности и в различных формах взаимодействия с миром человек в окружающей его действительности, в самом себе открывал всё новые признаки, характеризующие степень воплощения или отсутствия упомянутой гармонии. В труде человек получил наслаждение от результатов успешных творческих, физических и умственных усилий, от совершенства форм устанавливаемых им предметов, от преображения им самим окружающего мира.
Однако труд бывал и чрезмерно тяжелый, бесплодный по результатам, который вызывал в человеке неприятие, рождая ощущение безобразного. Из общей гаммы чувств, общей системы сложных отношений к труду как способу освоения мира человек научился выделять эстетические чувства, своё идейно-эмоциональное отношение к труду, которое он начал постепенно переносить на все другие явления мира. Так, в процессе естественно-исторического развития возникли представления о прекрасном, безобразном, возвышенном, неизменном, трагическом, комическом и иных разновидностях эстетического, которые являются основными категориями эстетики. Чувствование и осознание труда как чего-то возвышенного, романтического, прекрасного, так же, как и восприятие его как явления безобразного, представляет собой различные стороны эстетического отношения к труду. Осознание человеком своего эстетического отношения к труду побудило его к попыткам вычленения и обобщения красоты труда и действительности, к созданию специальных, особых, специфических произведений, в которых концентрируется эстетическое мировосприятие и мироощущение человека.
В труде человек выступает в сложной совокупности социально-психо-логических характеристик, а поэтому эстетическое воздействие труда теснейшим образом связано с нравственным воспитанием, с формированием культуры общения, с переживаниям целесообразности как красоты: эстетическое переживание труда способствует преодолению досадной исторической обусловленной и исторически приходящей разорванности красоты и утилитарности, в труде человек не только созерцает, но и сам творит красоту.
Нетрудовое воспитание не только инструмент эстетического формирования личности. В нем в меньшей степени основное содержание, цели и смысл трудового воспитания нуждаются даже не в подкреплении, а в сплавленности с эстетическими моментами воспитательного процесса. В строгом смысле слова эстетические начала выступают не как сопутствующие, но как необходимые характеристики трудового воспитания.
Труд - одна из определяющих характеристик человеческого существования в мире. Обособившись от животного мира, став деятельным природным существом, человек оказывает в условиях необходимости труда, поскольку, по словам Ф. Энгельса "его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим". Это "нормальное состояние" - непрерывное созидание, творчество, преобразование как природной, так и социальной действительности, а главное - постоянное развитие самого человека: его органов чувств, мышления, речи, тела. Карл Маркс в "Капитале" блестяще доказал, что человек одновременно и предпосылка истории, и её результат. Человек - субъект труда, но, с другой стороны, история человека, есть история его становления трудом.
Анализ опыта деятельности социального педагога специального учреждения
по формированию здорового образа жизни воспитанников
Проблемой исследования в практической части работы является анализ работы социального педагога Натальи Анатольевны Ф. по формированию ЗОЖ воспитанников МКСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» г. Городца. Для изучения опыта работы социального педагога были выделены следующие ед ...
Основные задачи дошкольного образовательного учреждения
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий дет ...
Предметная обученность выпускников начальной школы в предмете «Математика»
Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный и самоценный элемент содержания; средство повышения эффективности преподавания и учения; фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования; регулятор программы о ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.