Педагогика и образование » Традиционные и инновационные технологии изучения диалектной лексики в школе » Инновационные технологии изучения диалектной лексики

Инновационные технологии изучения диалектной лексики

Страница 2

Про хлеба, про покос

Про старинушку.

4. И пошел с рыбаками

Купец песни играть,

Молодую вдову обнимать, целовать.

Упражнение №2

Распределите слова в упражнении в две колонки: в одну запишите диалектные, в другую жаргонные слова.

Темнит, курник, кадрить, контачить, певун, утиральник, "телек", потрясный, порожник, морось, накостылить.

Диалектные слова: курник, певун, утиральник, порожник, морось.

Жаргонные слова: темнит, кадрить, контачить, "телек", потрясный, накостылять.

Упражнение №3

Можно ли понять разговор двух людей, не зная значений диалектных слов? Почему? Сделайте вывод.

1. – Что диешь?

- Солеными огурцами кричу.

- Да ты брусна. Они же худые… Что? Забруснявел?

2. Где Люба?

- По батожье ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы.

- По что?

- Ну по петушки.

- По что? По что?

- По стебини.

- Не понимаю вас.

- Ах, батюшки, какой ты бестолковый.

Для справок: худой – плохой, диеть – делать, брусна – обманщик, кричать – торговать, забрусняветь – покраснеть, батожья, столбцы, петушки, стебени – щавель. Нельзя понять разговор двух людей, не зная значений диалектных слов, так как смысл диалога совсем непонятен.

Упражнение №4

Перед вами отрывок из словаря В.И.Даля. Подчеркните диалектные слова в тексте. Дождь – вода в каплях или струями из облаков. Ситничек – мелкий дождь. Морось – дождь, еще мельче ситника, почти туман. Ливень – проливной дождь, самый сильный. Косохлет, подстега – косой дождь с ветром. Лепень – снег с дождем. Грязный дождь – дождь с грязью. Грибной дождь – теплый, мелкий, который парит. Сеночной – дождь во время покоса. Мокрые дожди – осеннее, продолжительное ненастье.

Упражнение №5

Подбирая однокоренные слова, объясните происхождение и значение диалектных слов. Молотяга (приспособление для молотьбы гороха) – молоток, молотить; вышка (чердак) – высокий, высоко; певун – (петух) – петь, певчий; утиральник (полотенце) – вытираться, подтирать; крутень (метель, вьюга) – кружить, крутящий; осенница (ненастная погода) – осень, осенний; ранок (утро, первая половина дня) – рано, раненько.

Упражнения №6

Найдите в "Толковом словаре" 2-3 диалектных слова. Какие общеупотребительные слова им соответствуют.

Вестимо – конечно, разумеется.

Колча – смерзшийся ком земли.

Бахилы – охотничьи сапоги в виде толстого кожаного чулка.

Упражнение №7

Какие общеупотребительные слова соответствуют данным словам. Проверьте себя по толковому словарю. Составьте с ними предложения.

Яр, сугрев, мшара, полудновать

Яр – крутой, обрывистый берег речи, овраг.

Спуститься к озеру по яру.

Сугрев – сторона холма, горки, припекаемая весной солнцем.

А на сугреве уже появились первые подснежники.

Полудновать – принимать пищу между обедом и ужином.

Каждый день в одно и то же время мы полуднуем.

Мшара – болото, поросшее мхом, кустарником.

Идти по мшаре.

Упражнение №8

Найдите диалектный вариант в следующих парах однокоренных слов.

Чаща и чащоба, черника и черница, утячий – утиный, щелки и щелка, церковь и церква, саранча и саранчук, худошёрстный и худошерстный.

Упражнение №9

Даны диалектные названия грибов: краснушки, беляки, волнушки. От каких корней и как они образованы.

краснушки – красный

беляки – белый

волнушки – волны

Данные упражнения были взяты из сборники упражнений под редакцией Л.И.Баранникова, из учебника 5 класса под редакцией М.И.Разумовской и из учебника 6 класса под редакцией Н.И.Шанского.

Языковая биография

Знаю

Содержание

1

2

3

1

2

3

На какие две группы делится лексика с точки зрения употребления?

Что такое слова ограниченного употребления?

Что такое диалектизмы?

Чем объединяются диалектизмы?

Какие диалектные слова есть в нашей местности?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Педагогические условия эффективного развития креативности
Наиболее оптимальным развитие креативности представляется в педагогическом процессе в том числе и на уровне школы. Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечить условия безопасности для творчества детей в классе, т.е. облегчать и стимулировать появление воп ...

Анализ методической литературы по вопросам изучения и устранения нарушений письма
В методологической литературе авторов: Р.Е. Левиной, Г. Чиркиной, Н.Н. Волосковой, Е. Тихоновой, Е. Куценко, С.А. Андреевой дается много рекомендаций по преодолению нарушений письма. Письмо и чтение – это особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру. Сегодня среди уч ...

Нетрадиционные формы урока, способствующие развитию внимания учащихся при изучении английского языка
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поко ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0342