Педагогика и образование » Традиционные и инновационные технологии изучения диалектной лексики в школе » Инновационные технологии изучения диалектной лексики

Инновационные технологии изучения диалектной лексики

Страница 5

3) составить вопросы для анкеты

4) провести анкетирование

5) проанализировать анкеты

6) оформить исследование в форме доклада.

Диалект:

- Местная или социальная разновидность языка

- (от греч. dialektos - "разговор, говор, наречие") называют разговорный вариант данного языка, которым пользуются ограниченное число людей, связанных общностью территории, в постоянном и живом общении друг с другом; диалект не имеет своей письменной нормы.

- (от греч. dialektos – разговор) называется "разновидность данного языка, употребляемая более или менее ограниченным числом людей, связанных территориальной, профессиональной или социальной общностью и находящихся в постоянном и непосредственном языковом контакте".

4. Анкета

1. До нашей беседы, знали ли вы, что такое диалект?

- да

- нет

2. Заинтересовала ли вас эта тема?

- да

- нет

- не думал об этом

3. От кого и где вы чаще слышите диалектные слова?

4. Напишите известные всем диалектные слова.

5. Подчеркните те, которые вы употребляете в своей речи.

6. Для чего вы их употребляете?

- нужны в речи для связи слов

- нравится их употреблять

- делают речь более эмоциональной и выразительной

- что-то другое (напиши свой вариант)

7. Можете ли вы обойтись без них?

- да

- нет

- не думал об этом

8. Как вы считаете, нужны ли диалектизмы в речи?

- да

- нет

- иногда в разных случаях

- не думал об этом

Фаза реализации

План

1. Введение (цель работы, задачи исследования)

2. Диалект – социальная разновидность речи.

2.1. Понятие диалект.

2.2. Языковые функции диалекта

2.3. Истоки диалекта

2.4. Типы диалекта

3. Лингвистическое исследование речи школьников

3.1. Цель анкетирования

3.2. Вопросы анкеты

3.3. Анализ ответов школьников гимназии №12 (6-7 класс)

4. Выводы

Выбор темы исследования обусловлен желанием выделить на основе изученной литературы истоки такой разновидности языка, как диалектная лексика, собрать, записать и определить значение диалектной лексики, многие слова и выражения которого поражают своей яркостью, точностью и остроумием.

Цель работы заключается в анализе речи современных школьников с точки зрения количественного и качественного использования ими диалектизмов. Для этого нам необходимо было решить следующие задачи:

1) определить понятия диалект;

2) выделить и описать функции и разновидности диалекта;

3) провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь.

В толковом словаре русского языка диалект определяется как "местная или социальная разновидность языка".

В словаре лингвистических терминов диалекту дано следующее определение – "разновидность данного языка, употребляемая более или менее ограниченным числом людей, связанных территориальной, профессиональной или социальной общностью и находящихся в постоянном и непосредственном языковом контакте.

И, наконец, в русской диалектологии Колесов В.В. определяет диалект как "разговорный вариант данного языка, которым пользуется ограниченное число людей, связанных общностью территории, в постоянном и живом общении друг с другом; диалект не имеет своей письменной нормы".

Наиболее присущи диалекту следующие языковые функции: в художественных произведениях диалектные слова придают повествованию местный колорит, служат для речевой характеристики героев; воспринимаются в художественном тексте как экспрессивные, издающие выразительность произведению.

Например, И.С.Тургенев широко пользовался словами, свойственным орловским, курским, тульским говорам. В "Бежином луге" в речи Илюши: "Кругом все такие буераки, овраги, в оврагах все казюли водятся", и примечание самого Тургенева к слову казюли – "по орловскому змеи".

М.Шолохов в "Тихом Доне" и в "Поднятой целине" широко пользуется элементами диалектной речи донского казачества. Например: "Гутари про него по хутору чудное", "Григорий пришел с игрищ после первых кочетов", "Он ехал куцым налетом" ("Тихий Дон"). "Гутарить" в значении – "говорить", "кочет" в значении "петух".

Все русские понимают друг друга, но не все говорят одинаково. Порой мы этого не замечаем, а иногда отличия от привычного нам строя речи бывают столь велики, что мы сразу же чувствуем и обращаем на них внимание. Языковые различия заметны у людей разного возраста, разных профессий и, наконец, у людей, живущих в разных областях России.

Истоки диалекта, как считают исследователи, относятся к эпохе разложения первобытнообщинного строя и перехода к классовому обществу, т.е. около IV-X вв., восточные славяне образовывали ряд племен, говоривших на очень близких друг к другу родственных племенных диалектах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина как база модульной технологии обучения
Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. ...

Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознанию
Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов ил ...

Формирование грамматических навыков и умений. Принципы содержания обучения
Функциональный подход к обучению требует соблюдения следующих принципов: 1. Речевая направленность. Обучение иностранным языкам следует про ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru